Татьяна Федорова
и
Государственный
Русский музей
Татьяна Федорова, волонтер Государственного Русского музея, три года занимается арт-терапией с воспитанниками Центра содействия семейному воспитанию, мечтает сделать для них музей вторым домом.
«Что в Петербурге делаешь в первую очередь? Идешь в музей»
— Татьяна Федорова
Действующие лица
арт-терапевт, заведующая сектором отдела социокультурных коммуникаций ГРМ
арт-терапевт, волонтер
Государственного Русского музея
Ольга Платонова
Татьяна Федорова
Татьяна Федорова долгое время была в отпусе по уходу за детьми. Когда младшая дочка пошла в садик, она отправилась учиться арт-терапии в Институт практической психологии «Иматон». В это время и увидела объявление о том, что Русский музей ищет волонтеров-специалистов для арт-терапевтической программы.
Русский музей ищет специалистов

Ольга Платонова: «В Русском музее есть арт-терапия, программы по социальной адаптации людей с наркозависимостью, программы для диабетиков, для людей из психо-неврологических интернатов и многое другое. Чтобы охватить всех, нам нужно обучать волонтеров-специалистов, людей помогающих профессий — психологов, социальных работников. Раньше мы целенаправленно искали их через «Психологическую газету» и институт «Иматон», теперь действуем посредством соцсетей».

Татьяна Федорова: «Я приехала в Петербург из Ижевска после окончания института. А что в Петербурге делаешь в первую очередь? Идешь в музей. В Русском музее я обратила внимание на группы детей, вовлеченных в процесс творчества на экспозиции, и мне очень захотелось приобщиться к этому делу».
В арт-терапии нужно самому создавать искусство

Арт-терапией сотрудники Русского музея заинтересовались еще в начале 1990-х, когда никакого отдела социокультурных коммуникаций не было и в помине. Поначалу педагогами были пионеры этого направления, практикующие не академические психологи из России, Швеции, Англии, США. Ольга Платонова и ее коллеги унаследовали методику от первопроходцев и готовы передавать знания другим. Но не каждый в силах их воспринять.

Ольга Платонова: «В арт-терапии обязательно нужно самому создавать искусство, неважно как, в каких стилях и техниках. Важно создавать арт-продукт о себе, уметь его анализировать и хорошо понимать свои собственные чувства. Этому мы и учим. Но далеко не все хотят знать о себе слишком много. Изобразительное искусство оказывается некоторым не по зубам, а экспозиции Русского музея приводят в ступор ответственностью и объемом».
Тайны старого замка

Программу «Тайны старого замка» Ольга Платонова начала в 2018 году как курс регулярных арт-терапевтических занятий с небольшой группой детей 7−10 лет из Центра содействия семейному воспитанию № 2 Василеостровского района. Татьяна Федорова и ее товарищи по Школе волонтеров с самого начала и по сей день ездят на Васильевский остров и участвуют в работе группы.

Татьяна Федорова: «На каждом занятии мы садимся в круг, спрашиваем, как настроение, напоминаем о правилах поведения, например, не делать друг другу больно, в том числе словесно. Если детей в круг посадить не получается, начинаем телесно-ориентированные игры: «ваяем» друг из друга скульптуры, играем с тканями — кладем детей на пол и развеваем над ними большой отрез ткани. В этот момент они начинают успокаиваться, и мы постепенно переходим к рисованию. Мы никогда не интерпретируем рисунки детей, только внимательно выслушиваем авторов, спрашиваем, как называется работа и что чувствует ее создатель».

Ольга Платонова: «Есть такая методика — дети рисуют дерево или строят дом из коробок, потом рассказывают об этом историю, а ты сидишь и записываешь все слово в слово, независимо от того, как у них получается. Потом нужно уточнить, правильно ли ты все записал, и дети очень дотошно поправляют мельчайшие неточности. Это говорит о том, насколько ребенку важно почувствовать себя автором, насколько важно, чтобы его услышали. Детей ведь, к сожалению, плохо слушают».
Пандемия и Лев Верный Страж

Когда из-за коронавирусных ограничений команду волонтеров Русского музея перестали пускать в Центр содействия семейному воспитанию, Татьяна Федорова и ее товарищи придумали выход: поскольку у детдомовцев нет доступа в интернет, волонтеры раз в неделю писали детям письма. Да не простые.

Татьяна Федорова: «Целый год мы делали проект «Путешествие в страну Музелия». Каждую среду собирались командой волонтеров в школьном кабинете Русского музея, нарисовали карту страны Музелии, создавали макеты Михайловского дворца и Михайловского замка, Строгановского и Мраморного дворцов, разрабатывали дизайн наклеек. В каждом письме мы рассказывали об одном объекте музейного комплекса и отправляли Ценность (золотой желудь, оловянный солдатик, музыкальный механизм и другие), которую можно было хранить в личной коробочке. «Автор» писем — Лев Верный Страж Русского музея — задавал детям вопросы, ответом на которые служил рисунок. Cначала нужно было нарисовать своего героя (тут мы увидели котиков, хомячков, много разных по характеру львов), потом свой сад, его обитателей, волшебный замок… Все  рисунки постепенно сложились в сказку, мы с командой волонтеров все сказки записали, сверстали и напечатали настоящие книги. 15 именных книг, каждому ребенку — с его историей, уникальным названием и его именным вензелем на обложке.

Когда пандемия схлынула, в Михайловском замке детям вручили дипломы и их именные книги. Они с восхищением их листали, а я услышала, как одна девочка говорит другой: «Мы никогда так не интересовались книгами». Для нас это было самым главным подарком».
В Русском музее как дома

Сейчас волонтеры из группы Татьяны Федоровой пишут методичку по пандемийному проекту и параллельно сочиняют новый: занятий по сказке о Снежной Королеве василеостровским детям должно хватить на будущий учебный год. А еще волонтеры мечтают о том, чтобы детей почаще привозили в Русский музей.

Татьяна Федорова: «Есть постоянные проблемы с тем, чтобы детей привезли из Центра содействия семейному воспитанию. Ждешь каждый раз: привезут или не привезут? Когда идешь с детьми по музею, совсем по- другому погружаешься в среду. Например, наше знакомство с Михайловским замком начинается с лестницы: мы можем посидеть на ней, неспешно все рассмотреть, порисовать. Экскурсия разработана так, что можно лечь на пол и порассматривать плафон, можно сесть в пространстве зала и слушать занимательные истории, можно побывать в роли Павла I — это все захватывающее приключение. Если бы дети постоянно приезжали в Русский музей, он стал бы для них домом, куда можно вернуться, увидеть любимые произведения искусства, почувствовать умиротворение и найти силы, чтобы жить дальше во взрослом мире».

Ольга Платонова: «Когда детдомовские дети впервые приходят в музей, у них есть только невероятная паника и отчаяние. Им в музее очень страшно, потому что это сложная среда. Наша задача состоит в том, чтобы они почувствовали себя здесь в безопасности: только при этом условии они в силах увидеть Шишкина, Айвазовского или Малевича — это, кстати, их любимый художник. У музея есть еще один секрет: современные дети все время что-то творят, лепят, рисуют, делают кукол. А здесь висят великие картины больших творцов. Так происходит встреча — маленький творец встречается с большим, и это позволяет человеку крепнуть».
Интервью взяла Ольга Комок.
Использованы фотоматериалы из личного архива волонтера и с официальных интернет-ресурсов музея.
Больше историй 2021 г.
Made on
Tilda