Зоя Халюта
и
Нововаршавский
историко-краеведческий музей


Образован в 1996 году — один из самых молодых музеев Омской области. Музей активно собирает истории жителей Нововаршавки
Нововаршавка

Поселок в Омской области, в 50 км от границы с Казахстаном, на берегу Иртыша. Население — 6 тысяч человек

Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России. В прошлом — директор школы, руководитель районной системы образования. Волонтер музея с 2016 года
Зоя Халюта

Я выбрала Нововаршавку сама, при распределении — приехала сюда после окончания Омского государственного педагогического университета в 1972 году. Есть даже фотографии, где мы выстраиваемся на главной площади на фоне музея. В новой школе работала учителем, классным руководителем, потом стала заместителем директора по воспитательной работе. А когда мне было 30 лет, я стала директором этой школы. Потом работала в администрации. Сейчас — опять учитель русского языка и литературы.

Для меня важно, чтобы дети понимали, что для них музей — клад. Они на этом вырастают как граждане, будущие профессионалы, родители. В музее особая атмосфера, которая позволяет людям думать о жизни уважительно. Здесь в Нововаршавке за каждой дверью, под каждой крышей — своя история. И мы в музее стараемся все это связать. Я уже зрелый человек. И мне сейчас очень интересно, чем живут люди, которые выходят на пенсию. Я еще и круг зрелых людей пытаюсь привлечь к работе в музее, потому что здесь для них очень большой потенциал.
Из рекомендательного письма директора Нововаршавского историко-краеведческого музея Л. Даньковой при подаче заявки З. Халюта на конкурс «Музейный волонтер»:
«Под руководством З. А. Халюта поисковая группа школьников собирает историю нововаршавских улиц, материалы о расположенных на них предприятиях, о судьбах жителей. Благодаря Зое Аркадьевне традиционными для музея стали презентации книг по истории поселка и района, многие из которых написаны под ее редакцией или при ее участии. Много событий проходит по ее инициативе и вне стен музея: монументальные и не очень, событийные и прагматичные, они делают содержательными, яркими и незабываемыми сегодняшние дни поселка, которые тоже уходят в историю».
В музее очень много ценных вещей, и работники музея могут хорошо их представить. Я бы не стала называть какой-то отдельный экспонат, потому что все они по-своему важные, интересные, а вот событие одно, которое у меня крепко связано с музеем, я бы назвала.

В этом зале четыре года назад я открыла при колоссальной поддержке работников музея свою персональную фотовыставку. Я не фотограф, просто любитель. У меня своя маленькая камера, фотоаппарат подаренный. Хотя тяга к фотографированию у меня возникла давным-давно: я как-то всю зарплату в студенческие годы потратила на приобретение фотоаппарата ФЭД. Когда уже появилась цифровая фотография, очень много стала фотографировать. Иду по улице, и все вокруг сигнализирует мне, что надо снять фотографию: облака необычные, кошка сидит, не говоря уже о людях.
Я эти фотографии решила выставить. Больше 120 фотографий, огромная такая выставка. Конечно, это был важный для меня проект. Я сделала эту выставку, чтобы сказать: все, что происходит в этом мире, имеет значение для внимания человека. Важно вглядываться и внимательно смотреть на этот мир.

Очень красиво все было оформлено. Мало того, что мы выставили эти фотографии, мы ещё провели по ним 10 уроков. Мы эти фотографии показали разным слоям нашего населения — десятиклассникам, директорам школ, ветеранам, студентам, главе района. Попросили их заполнить анкеты. Провели такое микроисследование. И потом в музее стали проходить и другие фотовыставки.

Я и со своими учениками тоже занимаюсь фотографией, мы снимаем приметы осени, первый иней и портреты. Все дети очень разные, кто-то из сложных семей, но каждый из них чувствует мир по-особенному. И важно, чтобы они выражали это.
"
Если музеи хотят увеличить свой волонтерский потенциал, им нужно:
- Мэтью Хик (Matthew Hick),
руководитель волонтеров в Группе музеев науки и председатель Сообщества волонтеров наследия Великобритании
разработать новые модели волонтерства и стремиться разнообразить перечень волонтерских умений, в которых музей нуждается;
сделать так, чтобы людям было легче начать/продолжать работать с музеями в качестве волонтеров;
создавать для волонтеров больше краткосрочных возможностей помощи музею;
работать с другими организациями в качестве источников волонтерской помощи, чтобы люди из разных слоев общества (разных возрастов, с разным жизненным опытом) помогали музеям.
Есть у учёного В. В. Зеньковского такие слова: «Чем у человека больше социальных ниш, тем он свободнее». Поэтому я для себя нашла ту нишу, которая не побуждает меня искать какие-то другие. Я просто поняла свое место. Если я этого сейчас не сделаю, то неизвестно, кто будет это делать и когда, и будет ли вообще. Для меня это возможность быть полезной и нужной, возможность увлечь молодое поколение музейным делом. Важно ведь молодым прирасти к этому. Это будет их культурный багаж. Сама атмосфера музея — это культура, высокая культура. Мы в этом музее обогащаемся. Сотрудники музея очень интеллигентные и добросовестные трудяги, которые будут корпеть над каждой выставкой, над каждым экспонатом. Они стараются быть современными, обновляют экспозиции, очень трепетно работают с теми, кто к ним приходит. Такой уже образ жизни. И если убрать это всё из нашей жизни, переключить нас на другое, мне кажется, без этого мы уже не сможем. Мы очень-очень тесно общаемся с ними, живём общими интересами.

Из последних идей у меня — создание виртуального музея семейных реликвий. Начинаем с малого, когда дети спрашивают у себя в семье: «Какие у нас ценности, что передается, что для нас важно?» И пишут эссе по этому материалу. Мы собираем описание этих семейных реликвий. Получаются очень интересные вещи, я и не ожидала, что это так красиво: редчайшие иконы, какие-то рушники, книги — такое разнообразие!
Музейный волонтёр — это моя суть, которой меня никто никогда не лишит. У меня есть пожизненная замечательная возможность преобразовывать мир вокруг, привносить в музей свои опыт и знания, пробовать себя в новом, предлагать совершенно новый взгляд на, казалось бы, привычные вещи, помогать музею стать более открытым, понятным и привлекательным для очень разных людей. Музей всегда был неотъемлемой частью моей жизни, а музейная педагогика — важное слагаемое моей учительской биографии.
История записана Элиной Петровой.

Использованы фотоматериалы из личного архива волонтера и с официальных интернет-ресурсов музея.

Нововаршавский историко-краеведческий музей
Смотреть видео о волонтере
Made on
Tilda