Людмила Никифорова
и
Егорьевский
историко-художественный музей
Людмила Никифорова, психолог-реабилитолог, шесть лет водит группу детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей по домам культуры, библиотекам, аквапаркам и другим интересным местам Егорьевска. А выставки в историко-художественном музее ее подопечные предпочитают даже канис-терапии.
«А мы попробуем!»
Людмила Никифорова
Действующие лица
заведующая выставочным отделом Егорьевского историко-художественного музея
педагог дополнительного образования в Центре внешкольной работы (Объединение дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья «Познайка»), психолог, медик, волонтер Егорьевского историко-художественного музея
Инна Ежова
Людмила Никифорова
В сущности, трудно сказать, кто в этой истории волонтер, а кто — куратор. Людмила Никифорова шесть лет назад начала устраивать еженедельные «выходы в свет» группе своих подопечных, разновозрастных детей с ограниченными возможностями здоровья из Центра внешкольной работы. Инна Ежова, заведующая выставочным отделом Егорьевского историко-художественного музея, решила эту группу регулярно принимать, начала проводить для нее специальные экскурсии и разрабатывать мастер-классы. Все — на безвозмездной основе. Все — на уровне личной инициативы.

Людмила Константиновна спрашивает у Инны Ивановны, когда откроется следующая выставка, и не слушает рекомендаций в духе «это для ваших ребят сложновато». В ответ всегда звучит: «А мы попробуем». Инна Ивановна обсуждает с Людмилой Константиновной, какой бы мастер-класс придумать к выставке, годится ли то или иное занятие для детей с диагнозами ДЦП, СДВГ, РАС, слабослышащих и слабовидящих, тревожных. На первый взгляд — нормальная работа в рамках служебных обязанностей педагога и музейщика. На более пристальный — плод редкого энтузиазма, отзывчивости и готовности прилагать специальные усилия ради небольшой компании «особенных» детей и их родителей.

Инна Ежова: «Экскурсовод как садовник. Он возделывает сад и ждет плодов, но они будут не завтра, а через много лет. Мне повезло: я замечаю положительные результаты нашей работы. Дети начинают общаться между собой, не прячутся за родителей, не боятся фотографироваться и позировать, с интересом приходят снова и снова. Некоторые называют меня «тетенькой» — это доверие».
Как все началось

Людмила Никифорова: «Я пришла в объединение «Познайка» после работы в реабилитационном центре, где были и психолог, и медик, и педагоги, и организаторы мероприятий, комплексная работа целой команды. А тут я оказалась совсем одна: представьте, 20 детей разных возрастов, с разными диагнозами на одного психолога-педагога. И даже школьный кабинет поначалу приходилось делить с другими сотрудниками. Психолог, работавшая до меня, продержалась всего год. Она делала акцент на развитие познавательных способностей, образовательные программы. А мне захотелось детей прежде всего социально адаптировать. Я говорила с родителями на собрании, и они жаловались на нехватку общения: в школе детям некогда, а за ее пределами у «особенных» детей не очень получается.

Я начала ходить к директорам домов культуры, музея, библиотек, центров иппо- и канис-терапии, аквапарка с просьбами принимать нашу группу детей с инвалидностью бесплатно или на льготной основе. Откликались все очень положительно. В итоге родители рады, мое руководство приятно удивлено бурной деятельностью, дети показывают положительную динамику и замечательно раскрываются, мне самой стало значительно легче, я расширила свой ресурс».

Инна Ежова: «Вспоминаю, насколько была озадачена, когда группа детей Людмилы Никифоровой впервые записалась на экскурсию по выставке. Я, как заведующая выставочным отделом, занимаюсь всем — от организационных вопросов до монтажа и проведения экскурсий. Этот этап мне нравится больше всего: я вижу тех, для кого работаю, стараюсь быть артистичной и играть разные роли для разных аудиторий. А тут — особые дети, при этом выставка непростая: живопись современного художника в технике гиперреализма с ржавыми трубами, мятой бумагой, пустыми бутылками… Что делать? Созвонилась с Людмилой Константиновной. Она говорит: «Важна не информация, а вовлечение в мир музея». Я поставила бутылки, скомкала бумагу, принесла фотографии объектов, и мы с детьми просто сравнивали разные материалы и то, как они изображены. Все прошло очень спокойно, дети освоились и сказали, что придут еще».
Как это устроено

Людмила Никифорова: «Мы ходим куда-нибудь раз в неделю, обычно по средам или вторникам. Дети ходят вместе с родителями — кто пешком, кто на автобусе или на личном транспорте. Город у нас небольшой, можно обойти меньше чем за час. Ездим и по районным домам культуры, в кукольный театр — в таких случаях приходится оформлять много бумаг. Нужно также постоянно всех обзванивать, договариваться, но это все решаемо, ведь результат того стоит.

У нас получился своего рода клуб, подружились и дети, и родители. Наши выпускники, которым уже больше 14 лет, продолжают ходить на интересные события, подтягиваются новички. Сарафанное радио работает, и многие ко мне записываются. Тех, кто не смог записаться в постоянную группу и не ходит на кабинетные занятия, я тоже беру с собой «в походы».

В музей мы ходим на все новые выставки, то есть раз в месяц-полтора. Наши дети смотрят все даже с бОльшим интересом, чем нормотипичные, — это многие отмечают. Причем если канис-терапия многим уже приелась (а те, кто мог, и сами собак завели), то в музей все ходят с неослабевающим интересом. Дети учатся вести себя потише и не трогать экспонаты, а музейщики на основе личного опыта учатся принимать особых детей так же, как обычных, и перестают их бояться. Вместе с родителями у нас получается довольно большая тусовка. Так что низкий поклон всем, с кем мы сотрудничаем, за доброе дело».
Как это работает

Людмила Никифорова: «Как-то мы пришли на выставку, приуроченную к юбилею полиции, хотя нам сказали, что это больше для старшеклассников. На экскурсии стали задавать логические задачки, и вдруг девочка со слабым интеллектом мгновенно дала правильные ответы! Неговорящий мальчик-аутист девяти лет не мог оторваться от мамы, боялся незнакомых помещений, учился дома. Пришли на выставку, и он тут же собрал пазл — нашел кусочек леса на большой непонятной картине. Мы чуть не аплодируем, мама довольна, самооценка растет, тревожность падает… Сейчас этот мальчик заговорил, ходит в коррекционную школу — культурный парень растет. Один из наших аутистов стал отличником в обычной школе, посещает больше кружков, чем обычные дети, сам ездит по городу — у него и диагноз сняли. Другая девочка-выпускница обнаружила такой талант в рисовании, что начала занимать призовые места на конкурсах».

Инна Ежова: «Недавно мы делали маленькую, но полноценную выставку работ одаренного семилетнего мальчика. Даже вернисаж устроили, чествовали юного художника. Правда, особо не навязывались, потому что у мальчика диагноз РАС».
Зачем все это?

Людмила Никифорова: «Вся моя работа направлена на социальную адаптацию детей. Я, как психолог, считаю, что это не менее важно, чем развитие познавательного процесса. Им занимаются в школе, меня же на занятиях в Центре внешкольной работы волнует, что ждет этих детей в будущем, как они найдут друзей, как реализуют себя, чем смогут зарабатывать на хлеб. Я предлагаю раскрывать способности и приобретать навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни, а не замыкаться в кругу «школа — семья». Родителей мы в нашей группе тоже адаптируем. В наших выходах они переключаются, расслабляются, видят окружающий мир и в группе со своими особыми детьми чувствуют себя безопасно. Все-таки вытаскивать особых детей, например, с СДВГ — тяжкий труд, их клюют педагоги и все вокруг, а мы объясняем, что эти дети на самом деле прекрасные, хорошие и добрые. Шикарные получаются результаты».
Интервью взяла Ольга Комок.
Использованы фотоматериалы из личного архива волонтера и с официальных интернет-ресурсов музея.
Made on
Tilda