Андрей Гостев, тифлопедагог, спортсмен, волонтер Государственного Русского музея, только что совершил восхождение на высшую точку Урала гору Народная, свозил в Летний сад своих слабослышащих и слабовидящих подопечных, начал писать сценарий и тифлокомментарий к мультфильму, который создается при поддержке Русского музея.
“
«Все достижимо, когда люди помогают друг другу»
— Андрей Гостев
Действующие лица
ведущий специалист отдела социокультурных коммуникаций ГРМ
тифлопедагог, спортсмен, волонтер ГРМ
Лидия Шенберева
Андрей Гостев
Андрей Гостев — инвалид по зрению с детства, профессиональный тифлопедагог (выпускник РГПУ имени А. И. Герцена), чемпион России по спорту слепых (велоспорт: тандем-шоссе в групповой гонке и тандем-трек 500 м), основатель туристического клуба для инвалидов по зрению «Масштаб плюс», лыжник, альпинист, автор методики «Социализация методами адаптивной физкультуры и туризма», экскурсовод проекта «Мир на ощупь» и прочая, и прочая. В Русский музей он зачастил лет пять назад вместе с группами из Библиотеки для слепых, с которой давно сотрудничает Русский музей.
«Андрей, а вы-то почему?»
Андрей Гостев: «Иногда спорт — это унылая профессия, в которой не хватает эмоциональных переживаний. Все время пашешь-пашешь на результат, а в жизни нужно что-то прекрасное. Еще лучше, чтобы тебе рассказали, почему оно прекрасное, почему находится в музее, почему тот или иной художник является признанным. В музее ты эмоционально заряжаешься и можешь пахать дальше».
Лидия Шенберева: «На экскурсии в корпусе Бенуа я предложила незрячим тактильно ознакомиться с бронзовой скульптурой Трубецкого, Андрей тоже протянул руку, а я его схватила за кисть и говорю: «Андрей, а вы-то почему?» То же самое потом повторилось в Летнем саду. Я знала, что у него почти полная потеря зрения, но он так двигается, что об этом просто забываешь. Привыкла лишь постепенно, когда Андрей стал проявлять инициативу и регулярно приводить в Русский музей группы своих коллег — незрячих спортсменов».
Новое слово «арт-медиация»
Андрей Гостев: «Недавно в обиход вошел термин «культурная медиация». Это когда ты становишься в некотором роде представителем музея и передаешь свой опыт. Я превратился в такого медиатора — например, на выставку Репина три раза ходил с разными группами спортсменов-инвалидов, ходил на выставку Айвазовского, посещал постоянные экспозиции. Самое ценное — есть обратная связь, сотрудники Русского музея уделяют нам искреннее внимание.
К примеру, мы делаем благотворительные открытки, пропагандирующие велоспорт незрячих. Как-то нам понадобилась конная статуя Александра III из Мраморного дворца, потому что велосипедист — это всадник наших дней. Просто так нас с велотандемом охрана не пустила бы, мы написали письмо в музей, и Ольга Гончарова из отдела социокультурных коммуникаций мгновенно согласовала нам разрешение провести фотосессию. С другой открыткой, на которой чемпионки России по велоспорту среди слабовидящих позируют в образах древнегреческих богинь на фоне Михайловского замка, нам помогала сотрудник Русского музея Ольга Шишкина.
Сейчас благодаря поддержке Русского музея мы начали работу по созданию спортивного мультфильма для людей с нарушениями зрения. Я предложил написать сценарий и тифлокомментарий. Мне сказали: хорошая идея, приходите в музей. Мы встретились, обозначили сюжеты, работа идет».
Лидия Шенберева: «Мы со всеми заинтересованными людьми обмениваемся координатами, общаемся, но Андрей особенно инициативный. Когда он задумал свой потрясающий переход через Альпы по маршруту Суворова, мы раскопали для него давний документальный фильм о тех местах и помогли с контактами авторов фильма. А камень с перевала Паникс, который Андрей привез и подарил Русскому музею, лежит в ящике моего стола. Мы берем его на экскурсии с незрячими, когда планируем рассказывать о Сурикове».
Волонтеры — помощники и участники
Андрей Гостев: «Когда Русский музей устраивает большие интеграционные праздники, например, бал в Строгановском дворце или Масленицу в Михайловском саду, меня приглашают как гостя. Я-то и по лестницам хожу, но всегда присматриваюсь, есть ли пандусы, будет ли удобно моим воспитанникам. И решаю, звать их с собой или нет.
На новогоднем балу мы были вместе со спортсменами, которые занимаются скалолазанием: слушали музыку XIX века, с помощью других волонтеров танцевали менуэт и другие бальные танцы в костюмах того времени. На Масленице ели блины, а костюмы участников театрализованного действа можно было потрогать. Были на акции на ступеньках Михайловского дворца, когда Дмитрий Шагин и другие художники помогали нам соорудить костюмы из подручных материалов и разыграть живые картины на морскую тематику. Помню, одна девушка была принцессой, мой сын — принцем, а я — рыбой».
Лидия Шенберева: «Многие наши волонтеры сами участвуют в музейных акциях — это трудно разделить. К примеру, в проекте «Открытая студия» волонтеры — бывшие наркозависимые — могут принести ведра с водой, подготовить площадку, а потом сесть и рисовать вместе с другими, да еще и беседовать о жизни с теми, кто рядом».
Испытания среды В Строгановском дворце только пандемия мешает открыть новую галерею для слабовидящих с 3D-макетами филиалов и тактильными моделями скульптур XVIII — XX веков из собрания музея. Андрей Гостев проверяет создаваемую доступную среду на прочность и дает свои рекомендации.
Андрей Гостев: «Сейчас у меня такие ребята тренируются — девушка почти не видит и не слышит, передвигается на инвалидной коляске, при этом пишет книги. И муж у нее такой же, с активной жизненной позицией. Мы ходили в Строгановский дворец с переводчиком, который владеет дактильной речью, печатает по руке. Они могут также читать Брайлем — если этикетка доступна для того, кто в коляске. Макеты Строгановского дворца и Инженерного замка оказались отличные, на европейском уровне. Но к некоторым тактильным моделям на коляске подобраться так и не удалось».
Лидия Шенберева: «Ребята приехали и поняли, что высота подставок для тактильных моделей нормальная, но коляске не подъехать — надо менять конструкцию ножек. Такие вещи нередко происходят, все делается методом проб и ошибок. Мы приглашаем не только профессиональных экспертов, но и Андрея, его коллег и подопечных, чтобы совместить разные впечатления, вычленить полезное для всех».
«Мечтать можно о чем угодно»
В августе 2021 года Андрей Гостев посетил со своими подопечными на колясках Летний сад. Именно отсюда в свое время началось его волонтерство в Русском музее.
Андрей Гостев: «Когда-то мы сами ходили в Летний сад и, единственные, получили разрешение трогать статуи — так началось мое знакомство с Русским музеем. Теперь хотим посетить выставку Шишкина и надеемся, что на временных выставках тоже когда-нибудь появятся тактильные модели. На конкурсе «Музейный волонтер» я познакомился с волонтером Русского музея Татьяной Федоровой, которая занимается арт-терапией с детдомовскими детьми. Теперь мы подумываем о каком-либо совместном проекте. Мечтать можно о чем угодно. Все достижимо, когда люди помогают друг другу».
Интервью взяла Ольга Комок. Использованы фотоматериалы из личного архива волонтера и с официальных интернет-ресурсов музея.