Михаил Калинин
и
Музей
документального кино
(Новосибирск)
Михаил Калинин, волонтер новосибирского Музея документального кино, участвует в проекте «Киносубботы», предлагает темы, делает доклады-преамбулы к показам документальных фильмов и собственные презентации.
«В сущности, мы просто подружились»
Михаил Калинин
Действующие лица
режиссер-документалист, сценарист, заведующая Музеем документального кино — отделом Музея Новосибирска
гуманитарный технолог, автор более 2000 статей в русскоязычной «Википедии», волонтер новосибирского Музея документального кино
Элла Давлетшина
Михаил Калинин
Музей документального кино в Новосибирске появился поневоле. После того, как в 2017 году была ликвидирована Западно-Сибирская киностудия, проработавшая почти 90 лет, надо было спасать ее архивы и наследие. Эту миссию взяла на себя Элла Давлетшина — режиссер-документалист, сценарист, режиссер Западно-Сибирской киностудии, президент Международного кинофестиваля «Встречи в Сибири». Приложив все мыслимые и немыслимые усилия, Элла Давлетшина добилась учреждения Музея документального кино. В нем нашли пристанище многие ленты снятой в Новосибирске кинохроники, а также рабочие инструменты киностудии — мувеола, монтажный стол, кинопроектор для пленки 35 мм и т. п. Музей документального кино, которым руководит Элла Давлетшина, де-юре работает как отдел Музея Новосибирска и занимает один зал в его филиале — музее Центрального района.

Западно-Сибирская киностудия, основанная в Новосибирске в 1930 году, выпускала кинохронику для центрального «Союзкиножурнала» и местный киножурнал «Сибирь на экране». В 1941—1942 годах на киностудии размещалась вся эвакуированная редакция «Союзкиножурнала». Вплоть до середины 2000-х здесь снималась кинохроника и выпускались документальные фильмы. Многие исходники и мастер-копии перекочевали в Музей документального кино, но значительная часть материалов оказалась в Российском Государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске, откуда Элла Давлетшина не без труда возвращает их «на родину».

Элла Давлетшина: «Трудно в наше время сделать культурную институцию с нуля. Нужна была воля мэрии, департамента культуры, Музея Новосибирска, чтобы найти нам и место, и финансирование. Уже пять лет мы отлично работаем вместе. Приходят люди на какую-нибудь выставку в музей Центрального района, а потом заглядывают к нам, и мы показываем что-то по теме из нашего гигантского архива. К нам ходят люди думающие, ищущие, регулярно приходят школьники и студенты профильных вузов — визуальная история стала востребованной как никогда.

Сейчас сформировался особый запрос — людям хочется найти себя и своих близких на пленке. Говорят: «Моего деда снимали в 1948 году» или «Меня снимали в армии», и мы ищем по киножурналам тех лет, часто находим и даем кадры, если они оцифрованы. У нас даже есть формат «кино-дней-рождений»: посетители дают нам биографию, допустим, мамы, которой хотят сделать подарок, а мы находим в кинохронике район, где она жила в детстве, школу, в которую ходила и т. д. Нам это не сложно — у нас все, как говорится, «на языке», мы хорошо знаем свои архивы. Устраиваем кинопоказ, гости покупают недорогие билеты и сами приносят торт к чаю».
Киносубботы

Элла Давлетшина: «Если мы затеваем показы для большой аудитории, то идем в дружественные кинотеатры. А в нашем музейном зале помещается максимум 50 человек, да и то если висеть на люстре. Киносубботы — это домашний камерный формат, и тут такие открытия бывают! Например, показывали кадры из фильма режиссера Кима Долгина «Хроника города Новосибирска», там строителям-ударникам в 30-е годы премии давали: кому бумажный костюм, кому ботинки… Три человека увидели информацию о своих дедушках и рассказали о них. Такие вещи нас очень вдохновляют.

Михаил Калинин пришел как-то раз на показ моего фильма «Виктор Астафьев» и стал постоянным посетителем киносуббот. У нас свободная атмосфера, мы все вместе обсуждаем, что хочется посмотреть в следующий раз. Как-то я сказала, что будем смотреть пленочный американский фильм 1939 года «Три мушкетера», который оказался у нас в киноархиве после войны как трофей. А Михаил предложил рассказать об истории создания этой музыкальной комедии и об известной песенке д’Артаньяна «Вара-вара-вара». Вот так началось наше постоянное сотрудничество».

Михаил Калинин: «Я большой любитель кино. Мы с супругой несколько раз слышали на разных мероприятиях, как Элла Хамзинична приглашает в Музей документального кино. Однажды мы сюда пришли, и это превратилось в образ жизни. В музее небольшой зальчик и уютная обстановка, что мы с супругой ценим больше всего. Атмосфера для нас идеальная — кинопоказ, обсуждение, чаепитие и снова разговоры. Я в киносубботы влился очень плавно. В сущности, мы просто подружились и теперь вместе генерируем идеи».
Выбор тем

Элла Давлетшина: «В последнее время Михаил особенно активно участвует в планировании. Не успею я что-то продумать, как он говорит, к примеру: «А знаете, скоро международный День французского языка, давайте отметим». А я ему: «Да пожалуйста!» У нас в синематеке есть кино об Адриене Лежене — последнем участнике Французской коммуны, который во время войны приехал в Новосибирск и прожил здесь до самой смерти. А еще есть хроника визита президента Франции, генерала де Голля в Академгородок, где он, красавец, говорит по-русски без бумажки о мужчинах и женщинах «СибирИ». Показали все это в марте с рассказами Михаила, было интересно».

Михаил Калинин: «Темы мы выбираем разными способами. Есть общегородские памятные даты, перечни международных дней того-сего. Я предлагаю что-нибудь любопытное, мы смотрим, нет ли в синематеке документального кино, а потом как получится: либо показываем фильм, либо фильм плюс моя презентация, либо только презентация. Например, под Новый год я хохмы ради сделал на киносубботе презентацию «Дед Мороз против Санта-Клауса» о новогодних традициях Запада и Востока. В музее, конечно, есть хроника, как праздновали Новый год в Новосибирске в 40-е или 60-е, но я акцентировал внимание на этнографическом материале и фильмы не понадобились».
Тайный советник

Михаил Калинин: «Моя супруга Наталья участвует в киносубботах в качестве идейного вдохновителя и первого критика моих презентаций. Перед очередной киносубботой мы, как правило, репетируем дома. Она преподаватель скрипки с 40-летним стажем, человек не просто гармоничный, но и гармонизирующий. Чаще всего Наталья говорит, что рассказу надо придавать более человечное звучание, и я стараюсь следовать этому совету.

Взять такую тему, как история фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. Каждый пятый из них погиб, многие были ранены. Первая версия моей презентации получилась суховатой, и Наталья ее забраковала. Пришлось заняться «оживляжем» и покопаться в эпизодах. Например, когда Юлий Райзман снимал фильм «Берлин», за кулисами съемок творились удивительные вещи. После того, как делегация германского командования подписала акт о капитуляции, все операторы развернули камеры в сторону Жукова и союзников, которые собрались ставить свои подписи. А Юлий Яковлевич дергает оператора Аркадия Левитана и показывает на германскую делегацию: «Вот их снимай! Понимаешь, насколько это важно?» С такими эпизодами презентация получилась значительно живее».

Элла Давлетшина: «Тема военных кинооператоров для нашего музея очень важна. Хорошо, что она задела и Михаила. Мы, конечно, профессионалы, но у него есть то, что художникам не всегда присуще: тщательность в деталях, точность фактов. Михаил сделал блестящий обзор — кто, что и где снимал, показал подборку слайдов, мы дополнили это все своими кадрами. Участие Михаила в нашем деле просто неоценимо, и я очень надеюсь, что мы будем продолжать наше сотрудничество».
Над схваткой

У Музея документального кино нет специальной волонтерской программы. Соратники музейщиков — инженеры-техники, режиссеры, кинооператоры, неравнодушные граждане — помогают чинить старую аппаратуру, участвуют в организации показов, продолжают дело Западно-Сибирской киностудии и по мере сил фиксируют хронику текущих событий. На киносубботах при этом до острых политических споров не доходит, позиция музея — над схваткой.

Элла Давлетшина: «Мы взаимодействуем на поле кинохроники, а она не обманывает и приучает к отстранению, к взгляду сверху. Это дает возможность отвлечься от выяснения отношений и погрузиться в анализ, раздумья и сочувствие. Например, во время путча в августе 1991 года вся киностудия вышла на улицы Новосибирска — камеры видели все, в том числе и равнодушный народ, который толпится в очереди с талонами на водку. Мы снимали зарождение «Бессмертного полка» в Томске, когда это движение еще не было присвоено государственными структурами. Мы зафиксировали, что это было народное, независимое, родившееся в Сибири явление, — и это теперь история.

Смотришь кинохронику Новосибирска 50-х, например, вполне отцензурированный сюжет об открытии моста через Обь: идут плохо одетые счастливые люди, мальчишки едут на трамвае, вывешиваются изо всех окон… Возникает ощущение жизни самой по себе, независимой от политики и властей. По большому счету, мы и хотим дать людям это ощущение — что они пребывают в потоке жизни, что поток этот очень большой, что в нем ничего нельзя отсечь и забыть и в нем можно быть счастливым… Что люди находятся не в пустоте».
Интервью взяла Ольга Комок.
Использованы фотоматериалы из личного архива волонтера и с официальных интернет-ресурсов музея.

Больше историй 2021 г.
Made on
Tilda