Музей документального кино в Новосибирске появился поневоле. После того, как в 2017 году была ликвидирована Западно-Сибирская киностудия, проработавшая почти 90 лет, надо было спасать ее архивы и наследие. Эту миссию взяла на себя Элла Давлетшина — режиссер-документалист, сценарист, режиссер Западно-Сибирской киностудии, президент Международного кинофестиваля «Встречи в Сибири». Приложив все мыслимые и немыслимые усилия, Элла Давлетшина добилась учреждения Музея документального кино. В нем нашли пристанище многие ленты снятой в Новосибирске кинохроники, а также рабочие инструменты киностудии — мувеола, монтажный стол, кинопроектор для пленки 35 мм и т. п. Музей документального кино, которым руководит Элла Давлетшина, де-юре работает как отдел Музея Новосибирска и занимает один зал в его филиале — музее Центрального района.
Западно-Сибирская киностудия, основанная в Новосибирске в 1930 году, выпускала кинохронику для центрального «Союзкиножурнала» и местный киножурнал «Сибирь на экране». В 1941—1942 годах на киностудии размещалась вся эвакуированная редакция «Союзкиножурнала». Вплоть до середины 2000-х здесь снималась кинохроника и выпускались документальные фильмы. Многие исходники и мастер-копии перекочевали в Музей документального кино, но значительная часть материалов оказалась в Российском Государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске, откуда Элла Давлетшина не без труда возвращает их «на родину».
Элла Давлетшина: «Трудно в наше время сделать культурную институцию с нуля. Нужна была воля мэрии, департамента культуры, Музея Новосибирска, чтобы найти нам и место, и финансирование. Уже пять лет мы отлично работаем вместе. Приходят люди на какую-нибудь выставку в музей Центрального района, а потом заглядывают к нам, и мы показываем что-то по теме из нашего гигантского архива. К нам ходят люди думающие, ищущие, регулярно приходят школьники и студенты профильных вузов — визуальная история стала востребованной как никогда.
Сейчас сформировался особый запрос — людям хочется найти себя и своих близких на пленке. Говорят: «Моего деда снимали в 1948 году» или «Меня снимали в армии», и мы ищем по киножурналам тех лет, часто находим и даем кадры, если они оцифрованы. У нас даже есть формат «кино-дней-рождений»: посетители дают нам биографию, допустим, мамы, которой хотят сделать подарок, а мы находим в кинохронике район, где она жила в детстве, школу, в которую ходила и т. д. Нам это не сложно — у нас все, как говорится, «на языке», мы хорошо знаем свои архивы. Устраиваем кинопоказ, гости покупают недорогие билеты и сами приносят торт к чаю».