Екатерина Алхазашвили
и
Государственный исторический музей
Основан в 1872 году, для того чтобы «служить наглядной историей главных эпох русского государства». Сейчас коллекция музея насчитывает более 5 миллионов единиц хранения




























Москва

Почти 150 лет назад частью архитектурного ансамбля Красной площади в Москве стал Исторический музей

Магистрант исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Волонтер музея с 2017 года. С октября 2020 года Екатерина совмещает учебу на втором курсе магистратуры университета и работу методистом отдела образовательных проектов и мероприятий в ГИМе
Екатерина Алхазашвили

Я была на третьем курсе, тогда исторический факультет МГУ подписал соглашение с ГИМом, что мы можем проходить в нем практики и стажировки. И тогда же они набирали волонтеров из числа студентов-историков. Моя подруга говорит: «Давай сходим на собрание». Мы сходили, и показалось очень интересным, что можно попробовать себя в разных сферах музея. Я и экскурсии водила, и в фондах побывала, и в инклюзивной сфере поработала. Для меня почти во всех этих направлениях работы есть свои плюсы и минусы. Мне нравится в рамках игротеки общаться с людьми, например. Но с другой стороны, трепет от прикосновения к вещам, которым несколько сотен лет, нельзя сравнить ни с чем. Это такой восторг! Я мечтаю добраться когда-нибудь до отдела тканей и отдела оружия. Когда пригласили в отдел металла, я подумала, что это ведь одно из самых разнообразных собраний ГИМа: и эмалевые иконы на металлической основе, и медицинский набор, который использовался в войну. Это возможность увидеть очень много подлинных вещей, потрогать их своими руками.
Из рекомендательного письма заместителя заведующего отделом организации музейных услуг, руководителя Волонтерской программы ГИМа Д.Сухоруковой при подаче заявки Е. Алхазашвили на конкурс «Музейный волонтер»
«Екатерина — пример волонтера, который пришёл в программу на первых курсах университета, и её можно назвать многопрофильным молодым специалистом музейного дела. Екатерина освоила материалы по экспозиции двух комплексов Исторического музея, познакомилась с основами работы в фондовых хранилищах, приобрела навыки организации мероприятий разного масштаба, прошла подготовку по работе с посетителями с инвалидностью. Все музейные сотрудники, которые взаимодействовали с Екатериной, отмечали её профессиональные знания (как студента-историка), её трудолюбие и искреннее желание помочь. Благодаря волонтерской деятельности Екатерина входит в число кадровых резервистов на позиции в музее».
В музее я обучена двум экскурсиям — по парадным сеням и по музею Отечественной войны. Ведение экскурсии — совершенно особенный навык. Это ведь не урок, на котором дети обязаны тебя слушать. Здесь все на кураже, умении увлечь, чтобы люди не ушли, чтобы остались до конца. Нужен навык общаться, заинтересовывать. Радует, когда есть возможность рассказать, то, что мне самой интересно. Мне нравится разговаривать с людьми, которым тоже интересно, которые тоже что-то знают. Важно, чтобы посетители услышали от нас, историков, о каких-то исторических фактах и исследованиях, чтобы мифы, которых так много в головах у людей, были разбиты.
Между волонтерами у нас приятельские, даже очень дружеские отношения, да и с сотрудниками мы тепло в основном общаемся. Люди понимают, что мы приходим помочь, эта помощь действительно нужна. Мы от сотрудников очень многому учимся и в рамках истории, и в рамках музея, мы часто ходим к сотрудникам на экскурсии, потому что каждый из них — специалист в своей эпохе. Мне кажется, глобальная цель всех историков — подобраться максимально к тому как было, а не «как я это вижу». Рассказать максимально правдиво.
Я бы хотела совмещать науку и музей. Это возможность делать историю доступней. У нас есть инклюзивная программа. Для меня это очень необычный опыт. И в том, как нас обучает наш куратор Влад Колесников, и в самом взаимодействии с людьми с инвалидностью. Сначала было волнение, но потом стало просто интересно понять, как видит мир другой человек. Конечно, музей должен быть доступен всем. Те навыки, которым нас обучают для этой программы, оказываются полезными зачастую в обычной жизни, за пределами музея. В отличие от большинства людей вокруг понимаешь, как себя нужно вести. У нас в музее на Новый год елки, на которые приходят дети с разными ограничениями по здоровью. Это особенный момент и для нас, и для сотрудников музея, потому что мы понимаем: надо, чтобы им всем сейчас было хорошо. Мы стараемся предоставить всем необходимую помощь — помогаем передвигаться, провожаем, приглашаем сурдопереводчика.

Я бы хотела сделать историческую науку более доступной. Не опуститься до научпопа, а чтобы научные работы были написаны более живым языком. И ГИМ много для этого делает. У него тоже непростая задача — рассказать доступно о важных исторических событиях. Я сейчас вот думаю, что волонтерство в музее хорошо вписывается в общий курс моих целей.
История записана Элиной Петровой.

Использованы фотоматериалы из личного архива волонтера и с официальных интернет-ресурсов музея.

Государственный исторический музей
Смотреть видео о волонтере
Made on
Tilda