Анастасия Волошина и Государственный исторический музей
Анастасия Волошина, волонтер Государственного исторического музея (Москва), вышла из зоны комфорта, работала в фондах музея, стала сертифицированным тифлокомментатором.
“
«Хочу работать в ГИМе»
— Анастасия Волошина
Действующие лица
руководитель Волонтерской программы ГИМа, заместитель заведующего отделом организации музейных услуг
выпускница исторического факультета МГУ, волонтер Государственного исторического музея с 2018 года
Дарья Семенова
Анастасия Волошина
В 2017 году Государственный исторический музей и исторический факультет МГУ заключили соглашение о волонтерском сотрудничестве. Третьекурсница Анастасия Волошина присутствовала на самой первой встрече создателя и будущего руководителя Волонтерской программы ГИМа Дарьи Семеновой (Сухоруковой) со студентами. Сначала решила посмотреть на друзей, пустившихся в волонтерское плавание, и только потом подала заявку на участие в новой программе. Приняли не сразу. Однако во время чемпионата мира по футболу 2018 года музею потребовалось много волонтеров, особенно владевших английским и французским языками, как Настя.
Я стала волонтером потому, что интроверт
Анастасия Волошина: «Во время чемпионата мира по футболу я начинала с навигации посетителей, стояла в Парадных сенях и показывала всем, кому нужна помощь, где начало экспозиции, туалет, гардероб… Потом нас за две недели обучили вести мини-экскурсию по первым шести залам музея — от каменного века до VI в. н. э. Мы стояли в сенях с табличками и предлагали всем желающим бесплатные волонтерские экскурсии — многие соглашались. Никогда прежде я подобными вещами не занималась. Я ведь почему стала волонтером? Потому что по характеру интроверт. И решила, что волонтерство в музее поможет мне раскрыться. Чувство уверенности в общении с самыми разными людьми пришло быстро. Для меня это было неожиданностью: не думала, что смогу выйти из своего уголочка».
Дарья Семенова: «Волонтеры обычно такие: «Э-ге-гей!» А Анастасия, наоборот, кажется очень скромной и сдержанной. Она активный слушатель, все анализирует, глубоко впитывает, по-своему перерабатывает… и абсолютно влюбляет в себя посетителей. Я сама видела».
Мы много даем волонтерам, реже просим что-то взамен
Волонтерская программа ГИМа активна не только во время крупных спортивных праздников и музейных мероприятий вроде «Ночи музеев» или «Ночи искусств». 100−120 волонтеров музея выбирают для себя одно или несколько из четырех направлений — организация мероприятий, экскурсоведение, инклюзия, работа в фондах — и проходят самое настоящее обучение: занятия или, как повелось в ковидный год, онлайн-лекции идут минимум раз в неделю на протяжении нескольких месяцев.
Дарья Семенова: «Принято считать, что музеи, особенно такие крупные, как ГИМ, — это закрытые организации и нужно почитать за счастье, что ты вообще туда попал. Мне кажется, это стоит менять. Музей должен бороться за хороших волонтеров, формировать вокруг себя сообщество. Наша волонтерская программа, по сути, образовательная. Мы много даем нашим волонтерам, реже просим что-то взамен. Очень старательно объясняем нашим многоуважаемым экскурсоводам, организаторам, сотрудникам научных и фондовых отделов, что обучение волонтеров — взаимовыгодный процесс».
Волонтеры в музейных фондах
Дарья Семенова: «ГИМ одним из первых начал пускать волонтеров в фонды. Перед этим мы долго проводили внутреннюю работу по выстраиванию взаимодействия волонтеров и сотрудников фондов. Большинство наших волонтеров по специализации историки, соответственно, получая в помощники настоящего специалиста, хранители могут доверить ему важную работу — и заполнение базы данных, и работу с экспонатами напрямую. Сейчас мы даже получаем запросы от фондов, мол, нет ли волонтера с таким-то и таким-то языком — у нас тут древние рукописи… Мы находим. В итоге фонды получают грамотную помощь, а волонтеры-студенты — доступ к материалам, на основе которых они пишут курсовые и дипломные работы».
Анастасия Волошина: «В фонде археологии я появилась едва ли не первой. Археологи привозят из экспедиций огромные ящики с черепками и камушками, и каждый из них — это экспонат. Сначала я фотографировала и измеряла все эти камушки — за 4−5 часов раз в неделю можно успеть сфотографировать около 300 единиц хранения. Если, конечно, быстро работать. Занятие рутинное, утомительное, но я не могла уйти и подвести людей. Позже, через полгода, меня попросили перепечатывать описи в общероссийский музейный каталог — КАМИС. У меня было свое рабочее место, компьютер, своя кружечка. Я приходила раз в неделю, работала с 10.00 до 18.00. И так год или даже полтора».
От инклюзивного волонтерства до второй профессии
Влад Колесников, руководитель сектора формирования доступности и реализации инклюзивных программ, вместе с привлеченными специалистами обучал волонтеров не только правилам взаимодействия с посетителями с инвалидностью (с глухими и слабослышащими, незрячими и слабовидящими, людьми с особенностями интеллектуального развития и т. д.), но и весьма специальным навыкам: основам русского жестового языка, дактилированию, адаптации текстов, тифлокомментированию — искусству кратких словесных описаний предмета/пространства/действия для незрячих и слабовидящих гостей музея. На инклюзивном треке обучалась и Анастасия.
Анастасия Волошина: «Мы пытались описывать холл, залы музея, экспонаты — и это особенно сложно. Надо понять, о чем сказать, а о чем умолчать, чтобы не перегрузить посетителя и чтобы при этом ему все было понятно. В итоге я пошла учиться в институт «Реакомп» при Всероссийском обществе слепых и этой весной получила сертификат тифлокомментатора. Как сертифицированный специалист я помогала во время «Ночи музеев» на экскурсии методиста Юлии Геннадьевны Лисовской для нескольких семей с незрячими детьми. Она рассказывала про историю XI—XIII веков в том числе с помощью тактильных моделей. Тактильные модели — это копии экспонатов музея. В Историческом музее они расположены рядом с оригиналами. Детям так понравилось, что мы прошли по всему первому этажу, где тоже есть тактильные модели, и я комментировала все что вижу — получился такой горячий тифлокомментарий с элементами экскурсии. Думаю, что это будет мое второе занятие. Тифлокомментировать можно все что угодно, в частности, кинофильмы — согласно последним законам, они должны сопровождаться тифлокомментариями».
Хочу работать в ГИМе
Анастасия Волошина: «Я только что окончила истфак с красным дипломом и хочу работать в ГИМе. Весь костяк молодого персонала музея — это выпускники МГУ, мои старшие товарищи. У нас одинаковый образ мышления, это хорошая дружная команда, и я хочу в нее влиться».
Дарья Семенова: «Многие волонтеры уходят из программы потому, что становятся сотрудниками музея, это около 30−40 человек. Мы помогаем своим волонтерам, все вакансии размещаем сначала не на HeadHunter, а в волонтерской группе в сети «ВКонтакте». Настя подала резюме на открывшуюся вакансию, и, конечно, мы рассматриваем ее кандидатуру как приоритетную».
Интервью взяла Ольга Комок. Использованы фотоматериалы из личного архива волонтера и с официальных интернет-ресурсов музея.