Полина Царева
и
Государственная Третьяковская галерея
Собрание общедоступного народного музея начал создавать в 1856 году меценат и коллекционер Павел Третьяков. В наши дни Третьяковка — один из главных музеев национального искусства России, отражающий его уникальный вклад в мировую культуру.
Москва

В столице сосредоточено самое большое число музеев в стране — около 500. Крупнейшие коллекции, которые сложились на рубеже XIX и XX веков, хранятся в федеральных музеях, в том числе в Третьяковской галерее.

Системный аналитик, бизнес-аналитик в сфере IT. Помимо работы танцует блюз и бальбоа. Волонтер Третьяковки с 2018 года. В музее занимается работой с документами в отделе рукописей, в фотоархиве, в отделе комплексных исследований. Участвует в создании базы данных красок, в тестировании Музейной информационной системы.
Полина Царева

Третьяковская галерея – это мой любимый московский музей. Мне всегда хотелось быть к нему поближе. Поначалу я бралась за любые волонтерские задачи, на которые успевала зарегистрироваться. Потом уже стала разбираться, что мне больше нравится. Например, я люблю работать с архивными документами.

Раньше я не знала, что такое бывает, что можно волонтерить в музее. Поначалу очень робела, стеснялась. Думала, что придут одни студенты, а я все-таки уже совсем не студент. Пришла и обнаружила, что все прекрасно. Пришли люди всех возрастов, всех профессий, совершенно разные. Но все очень увлеченные, все очень желающие как-то поучаствовать в жизни Третьяковки, как-то помочь. В общем, с самой первой встречи стало очевидно, что все замечательно сложится.
Мне нравится это ощущение, когда ты свой: когда ты здороваешься с сотрудниками музея тетеньки-смотрительницы тебе улыбаются и воспринимают тебя как свою помощницу. Даже стены начинают по-другому выглядеть: как будто это уже немножко твой дом и ты немножечко что-то делаешь для этого дома. Когда попадаешь в этот мир, понимаешь, какая Третьяковка большая. Что здесь есть не только залы, но и архивные помещения, и кабинеты, где сотрудники занимаются научной деятельностью. И появляется удивительное ощущение причастности к этому миру. От этого любовь становится еще больше.

Любое новое задание что-то давало мне и в плане личностного развития. Например, я научилась работать с посетителями на выставках, в очередях и на контроле, правильно реагировать на сложные ситуации. Главным своим достижением я считаю работу с Музейной информационной системой Третьяковки. Как аналитик, я предложила план по ее реорганизации, поставила ряд задач разработчикам, внесла предложения по реорганизации процесса работы операторов. Руководитель отдела и разработчики взяли мои предложения в работу. Я очень надеюсь продолжить свою деятельность в этом направлении.
Из рекомендательного письма руководителя сообщества волонтеров Третьяковской галереи О. Рудовол П. Царевой при подаче заявки на конкурс «Музейный волонтер»
«Особо стоит отметить участие Полины Царевой в задаче проведения пользовательского тестирования версии Музейной информационной системы. После первого же знакомства с МИС Полина обратила внимание, что некоторые доработки могут значительно повысить производительность системы, улучшить стабильность ее функционирования и облегчить работу оператора. Она письменно обосновала свое мнение, а также написала ряд предложений, связанных с усовершенствованием структуры данных, уточнением функциональных требований и повышением эргономичности интерфейса. Руководство отдела и разработчики сочли ее предложения своевременными и полезными и приняли их к сведению».
Моя любовь — это отдел комплексных исследований. Там было столько необычного! Мы, например, сканировали рентгеном картины. Эти рентгенограммы можно было посмотреть на свет и увидеть второй и третий слои картины, то, как она устроена. После этого картину начинаешь воспринимать по-другому. Понимаешь, что это может быть еще и объект научного исследования, не только с точки зрения истории ее написания, истории взаимодействия художника и картины, художника и людей, связанных с этой картиной, но это может быть предметом научного исследования с чисто технической точки зрения. Там и рентген, и инфракрасные лучи, чего там только нет. И каждое исследование дает новый пласт информации. С картиной начинаешь взаимодействовать, как с живым организмом. Понимаешь, что картина может заболеть и что есть специальные доктора, которые картину могут полечить. Что ей нужен определенный режим, чтобы она хорошо жила, дышала, сохранялась. Наша волонтерская команда помогала оцифровывать очень большой объем рентгенограмм, мы создавали первичный массив данных.
Я работала и в отделе писем. Там разбирали архивы, и нужно было сделать новые аккуратные папочки для каждой единицы хранения, аккуратно их подписать. Я в этом участвовала, мне очень понравилось. Берешь какое-нибудь старое письмо и ощущаешь его энергетику и трепет. И думаешь: «Господи! Оно передо мной. Я его даже беру в руки. Вот я его перекладываю из одной папочки в другую. Это возможно? Это реально?» А на письме стоит дата: 1917 год. От этого сердце замирает, и ты прямо-таки начинаешь ощущать вибрации, которые исходят от этого письма. Это такая радость! А папочки действительно были старенькие, ими уже сложно было пользоваться. И потом, когда ты видишь, что эти драгоценные документы аккуратно сложены в новые папочки, надписанные твоей собственной рукой, такое удовлетворение приходит от работы… Ты понимаешь, что потом люди, которые с ними работают, которые пишут диссертации, исследования, придут в этот архив и с легкостью найдут нужное письмо. И им будет приятно, что они откроют чистенькую и аккуратную папочку. В общем, это ощущение причастности к работе с культурным наследием, оно особенное.
…Был у меня как-то сложный период — очень болела рука. Я не могла работать, так как для работы с клавиатурой нужны две руки, а у меня одна кисть болела, была недееспособной. Я сидела на больничном, и мне было очень грустно. Я прямо не знала, как себя утешить и как приободрить. И так получилось, что я пошла в Третьяковку. И вот иду я по залам Третьяковки и чувствую, что меня отпускают все мои печали, что это прямо место моей силы. Меня наполняют какие-то прекрасные мысли, рука перестает болеть. Когда я поняла, что Третьяковка меня лечит, я стала туда ходить так часто, как получалось: каждый день, через день. Все время я чувствовала вот этот эффект. Мне было хорошо, и рука переставала болеть. И все, с тех пор для меня Третьяковка — это в каком-то смысле храм искусств. Я ее очень люблю и теперь как бы стараюсь отдать ей дань. Она мне так помогла, и теперь я хочу помочь ей.
История записана Элиной Петровой.

Использованы фотоматериалы из личного архива волонтера и с официальных интернет-ресурсов музея.

Государственная Третьяковская галерея
Смотреть видео о волонтере
Made on
Tilda