Ольга Говорина
и
Политехнический
музей
Ольга Говорина, волонтер московского Политехнического музея, разрабатывает стандарты трудоустройства людей с инвалидностью в учреждениях культуры, модерирует встречи с музейщиками из регионов, организовала «Книжный клуб» для волонтеров Политеха, стремится усовершенствовать взаимодействие музеев и волонтеров на системном уровне.
«Меньше всего я хочу, чтобы моя история была благостной»
Ольга Говорина
Действующие лица
менеджер по работе с сообществами Политехнического музея
менеджер по маркетингу в кадровом холдинге Gi Group, руководитель онлайн-программ по маркетингу в НИУ ВШЭ, эксперт Ассоциации агентств частной занятости (АЧАЗ), консультант по маркетингу и трудовой занятости, волонтер Политехнического музея
Валентина Агаджанян
Ольга Говорина
Ольга Говорина: «В гражданской жизни я занимаюсь довольно сложным делом — маркетингом. Прокладываю путь товаров и услуг к кошелькам людей и учу этому других. При этом волонтерствую с 2010 года. В волонтерском движении мне нравится то, что это очень чистая история. Когда рассказываешь о рабочих успехах, всегда появляется неприятная подоплека: успех влечет деньги, престиж, а следом — зависть. Когда говоришь о волонтерских делах, никакой зависти не возникает и рассказывать об этом можно свободно: ты бросаешь камень, вокруг расходятся волны. Ты что-то делаешь, и твоему примеру вольны последовать другие».
Обратная связь

Ольга Говорина: «Начинала я, естественно, с помощи разным благотворительным фондам. Была пиар-менеджером на добровольных началах, продавала благотворительную выпечку в парках. Как человек из бизнеса, я привыкла думать о целесообразности. Меня поражало, как много на подобные активности тратится ресурсов и времени и какие несоразмерно малые сборы они приносят. Но больше всего выбивало из колеи отсутствие положительной обратной связи. Понятно, что в фондах мало рук и вечная занятость, но вот типичная история — сначала страстные призывы о помощи, а потом даже спасибо не скажут.

В Политехнический музей я пришла в поисках занятий для своего сына, а осталась сама. Здесь прекрасная обратная связь с волонтерами, нас воспринимают как людей, которые могут сделать что-то лучше, чем сами музейщики. Очень ценю, что сюда можно принести идею и реализовать ее. Кроме того, в Политехе занимаются развитием сообщества волонтеров, создают события, на которых можно встретиться, потусоваться, почувствовать свою общность».
Боль волонтера

Ольга Говорина: «Возможно, я поднимаю слишком неудобные вопросы, но меньше всего я хочу, чтобы моя история была благостной. В поездке в рамках конкурса «Музейный волонтер» мне стали особенно очевидны проблемы в организации волонтерской деятельности в учреждениях культуры.

В одном из посещенных в поездке музеев нам весело рассказывали, как иностранные волонтеры, занимавшиеся лесопосадками, не хотели справлять нужду под кустом и есть гречку. Более того, им не обеспечили элементарных условий для защиты от травм и несчастных случаев (что, вообще-то, требуется по закону). Это лишь один из бесчисленных примеров того, как волонтеров призывают заниматься не своим делом, не обеспечивая ни их безопасности, ни их комфорта. В свою очередь, сами волонтеры часто не понимают ценности своего труда и приговаривают, мол, волонтер не должен причинять неудобства.

Я вижу, что музеи и в целом учреждения культуры часто неправильно работают с волонтерами: воспринимают их как свободные руки, средства производства, затыкают ими дыры, не умея грамотно распределить собственные ресурсы. И, как следствие, музейщики не в силах адекватно оценить мотивацию волонтеров и в должной степени их поощрять.

У меня есть предложение по этому поводу. Дело в том, что одна из моих профессиональных ролей — консалтинг, связанный с выработкой стандартов взаимодействия работодателей и сотрудников, в том числе людей с инвалидностью. В этом качестве я участвую в рабочей группе проекта Политеха «Разные люди — новый музей»: мы разрабатываем чек-лист по трудоустройству людей с инвалидностью в учреждениях культуры, я делала доклад по международной практике в этой области. На основе нашей работы должен запуститься проект, который позволит людям с инвалидностью включиться в работу музея.

Конечно, добровольческая деятельность регулируется нормативными актами и в России, и за рубежом, существуют определенные стандарты. Но я думаю, что выработка четких правил взаимодействия учреждений культуры и волонтеров имела бы смысл при одном условии: нужно вызвать широкое обсуждение этой темы на системном уровне и с музейщиками, и с волонтерскими сообществами».
Успешный кейс

Валентина Агаджанян: «В Политехническом музее нет циклических наборов и школ волонтеров, мы принимаем добровольцев круглый год — достаточно заполнить заявку, прийти на собеседование и рассказать, что вас интересует. У нас есть целый отдел по работе с сообществами, в его штате два человека.

Наши волонтеры — это большое живое сообщество. В нашей закрытой соцсетевой группе сейчас около 500 человек, они по собственному выбору отзываются на просьбы и предложения — от составления скриптов научных конференций и навигации на больших мероприятиях до постоянного участия в спецпроектах. У нас есть система поощрений, например, карта «Спутник», позволяющая волонтерам бесплатно ходить в музеи — участники программы. Раз в месяц двум самым активным волонтерам мы дарим карточку Ticketland номиналом 3000 рублей, по которой можно купить билеты на любые концерты и спектакли. У волонтеров есть запрос на «свои» образовательные и развлекательные события, и мы делаем для них специальные мероприятия: походы в кино, игротеки, сейчас вот организуем целый фестиваль».
Комьюнити-менеджмент

Валентина Агаджанян: «Ольга Говорина стала нашим добровольным комьюнити-менеджером. Она придумала и сделала квиз про историю и ценности Политеха для соцсетевой группы волонтеров — а это сложная работа. Пары кликов в интернете для нее недостаточно, пришлось ходить по библиотекам и консультироваться с музейщиками. Ольга придумала и ведет «Книжный клуб» для волонтеров — это офлайн-встречи раз в месяц для 10−20 интересантов».

Ольга Говорина: «Мы выбираем общим голосованием одну книгу в месяц — то художественную, то нон-фикшн, читаем, а потом обсуждаем. Не пропустили ни одной встречи, собирались даже летом. Всякий раз сидим по три часа, ведь каждому нужно дать слово, при этом не скатиться в споры с наступанием на больные мозоли. В обсуждениях некоторых книг меня поражает, насколько разные у всех впечатления и мысли от прочитанного. Для этого и нужен «Книжный клуб» — чтобы снять линейные, однобокие представления о литературе и жизни».
Партисипация, фасилитация и эксплейнеры

Валентина Агаджанян: «В рамках партисипации, то есть равного участия «создателей» и «потребителей» в обсуждении программ, Ольга — одна из первых. Ее профессиональная и волонтерская экспертиза очень помогает в работе над проектом трудоустройства людей с инвалидностью.

Ольга еще и прекрасный фасилитатор. У нас есть проект «Музейные связи» — воркшопы для региональных музеев. Работа в них построена как разбор кейсов в малых группах, и Ольга блестяще модерирует такие встречи. Фасилитатор — это целая профессия, требующая специальных умений: мы, конечно, не растим армию фасилитаторов, но проводим тренинги.

Кстати, лучшими фасилитаторами становятся наши эксплейнеры — научные коммуникаторы, которые не экскурсии проводят, а увлекательно рассказывают об одном-двух объектах на экспозиции. Тут уж мы целую Школу эксплейнеров проводили, из первого набора троих взяли в штат.

Ольга к нам в штат не рвется, у нее масса работы. Но мне хочется, чтобы мы с ней никогда не расставались. У Ольги есть такая привычка — все время благодарить за то, что мы ее зовем в проекты, помним про нее. Но это мы должны говорить Ольге спасибо за то, что она тратит время, силы, ресурсы. Ее заслуги перед музеем значительно больше, чем музея — перед ней. Пусть Ольга подольше остается вдохновленной и больше ценит себя».
Интервью взяла Ольга Комок.
Использованы фотоматериалы из личного архива волонтера и с официальных интернет-ресурсов музея.
Больше историй 2021 г.
Made on
Tilda