Вячеслав Амосов
и
Крестецкий краеведческий музей

Музей был основан в 1997 году. В экспозиции по истории Крестецкого района акцент сделан на теме традиционной крестецкой вышивки и былом значении местного железнодорожного перегона. Экспозиция «Крестецкая железнодорожная станция и перегон» составлена из экспонатов, переданных Вячеславом Амосовым в дар музею
Поселок Крестцы, Новгородская область

Районный центр на юге Новгородской области, в часе езды от Новгорода. Крестцы получили такое название, так как здесь пересекаются большие дороги: из Новгорода на Москву, из Пскова на Вологду. В поселке живет 12 000 человек.

По профессии — машинист тепловоза/электровоза. Сейчас заместитель директора Крестецкой школы по административно-хозяйственной части. Волонтер музея с 2015 года.
Вячеслав Амосов
С детства у меня была мечта стать машинистом локомотива. Я любил наблюдать за железнодорожным переездом, по которому проезжал тепловозик и возил вагончики. После садика просил родителей, чтобы они меня отвели на вокзал посмотреть, как этот тепловозик бегает по станции и собирает вагончики. Все у меня было связано только с поездами. После восьмого класса я поступил в железнодорожное училище на помощника машиниста электровоза. После училища бегом вернулся обратно в родные Крестцы и устроился в локомотивное депо, двадцать один год отработал на нашем замечательном перегоне «Крестцы — Валдай». В 2011 году перегон для движения поездов закрыли, и станция «Крестцы» перестала существовать. Тепловоз этот, на котором я работал, сначала поставили в Валдае на два с половиной года, там еще маленечко поездили, поработали, а потом убрали его совсем. У меня началась новая жизнь.
Я стал заниматься историей перегона, начал собирать артефакты, что-то находил в болотах. Собрал экспедицию, и мы прошли с любителями железных дорог по перегону полностью все 58,5 километра. Шли мы четыре дня, восстанавливали историю перегона, где какие разъезды были, где какие переезды, где какие остановочные пункты, мосты. Все экспонаты сначала я разместил у себя в гараже. Смотрел я на это все и понимал, что это должны увидеть люди. И вот в 2015 году я обратился к работникам музея, предложил перенести экспозицию в краеведческий музей. Объяснил, что я безвозмездно согласен все передать, чтобы все это стало народным достоянием. Мы все успешно перенесли, что-то подреставрировали — получилась экспозиция почти из двухсот единиц. Гордость, что в области мы переплюнули по железнодорожной тематике, наверное, всех. И вот это стало началом моей работы совместной с музеем. Волонтером я себя не называл до самого последнего момента, потому что это у меня как образ жизни.
Мы с музеем уже четыре года как единое целое: один — с одним вопросом, другой — с другим, и там это всёекак-то уже схвачено, и все это очень интересно. У нас было недавно открытие «избы ямщика», я тоже был на официальном торжественном открытии. Приглашены были гости, пресса. Я пережил этот момент вместе с работниками музея, как бы наравне.

Раньше я и не ходил в наш музей, его особо не слышно было как-то. Был он такой серенький, темненький, но потом туда пришли очень интересные люди и начали его продвигать. Туда пришла Людмила Александровна Кабатчикова, человек с огромным опытом работы — и организационной, и краеведческой. С ней я первоначально и говорил, посадил ее в машину и привез к себе в гараж. Она сказала: Это должно быть в музее". И таким образом дала зеленый свет всей этой истории. К сожалению, недавно у нас произошла большая утрата: Людмила Александровна Кабатчикова умерла. Очень как-то так неожиданно, никто даже не думал и не гадал. Конечно, осиротели. Кстати, благодаря именно ее стараниям я и победителем конкурса стал.
Из рекомендательного письма методиста музея Л. Кабатчиковой В. Амосову при подаче заявки на конкурс «Музейный волонтер»
«Мне как работнику музея легко работать с Вячеславом Амосовым, потому что мотивация его участия в сотрудничестве с музеем основана на любви к полученной профессии, на желании с ней соприкасаться, хотя бы мысленно, в воспоминаниях и надеждах, что в каком-нибудь проекте, конкурсе, гранте благотворительного фонда музей сможет получить средства для приобретения механической дрезины, чтобы экскурсии стали интерактивными и вызывали у туристов эмоциональный интерес».
В конце уже прошлого года, наверное, в октябре или в декабре, мы создали при музее дискуссионный клуб «Наследие». Каждый участник этого клуба готовит какую-то презентацию со своим материалом и преподносит ее. Каждую третью пятницу мы заседаем, и под чаепитие идёт какая-то дискуссия, какой-то рассказ. Вот у меня был подготовлен рассказ про железную дорогу, про нашу, крестецкую, про наш перегон.
Мне до сих пор все это страшно — экскурсии вести. Потому что я не профессиональный экскурсовод и никогда этим делом не занимался. Но я просто выхожу и сразу же прошу прощения, что я не буду вести экскурсию профессионально. Люди потом даже благодарят: «Спасибо за очень подробный интересный рассказ». Есть у меня и какие-то заготовки, какое-то вступление, которое уже выработано на протяжении нескольких лет. Я всегда начинаю со строк Бориса Гребенщикова и этими же строками заканчиваю:
Так что нет причин плакать, нет повода для грустных дум.
Теперь нас может спасти только сердце, потому что нас уже не спас ум.
А сердцу нужны и небо и корни, оно не может жить в пустоте,
Как сказал один мальчик, случайно бывший при этом, отныне все мы будем не те.
История записана Элиной Петровой.

Использованы фотоматериалы из личного архива волонтера и с официальных интернет-ресурсов музея.

Крестецкий краеведческий музей
Смотреть видео о волонтере
Made on
Tilda