Группа музеев науки (Science Museum Group) — это пять научных музеев Великобритании, которые совокупно посещает более 5 млн человек в год. Волонтерские программы — один из приоритетов, перечисленных в стратегическом документе организации, и уже сегодня масштаб охвата и социальный эффект от реализации этих программ истинно национальный. Группа ставит себе амбициозную цель стать лидером в сфере музейного волонтерства Великобритании.
Контекст
В Группу музеев науки входят Музей науки (Лондон), Музей науки и промышленности (Манчестер), Национальный музей науки и медиа (Брэдфорд), Национальный железнодорожный музей (Йорк и Шилдон, графство Дарем) и Музей науки (графство Уилтшир).
Волонтерская программа в музеях науки была инициирована в 2008 году, и тогда помощь музейных волонтеров (далее — МВ) за год составила 15 000 часов. К 2015 году действовало уже пять волонтерских программ, и МВ помогали музеям 50 000 часов в год: как с аудиториями (на информационных стендах и на мероприятиях), так и с коллекциями (музейными предметами). Однако в Группе все еще отсутствовала стратегия волонтерской программы.
Как устроена волонтерская программа
Чтобы вывести волонтерскую программу на стратегический уровень и развить культуру добровольчества, в Группе была создана должность руководителя программы. И поставлена задача увеличить количество добровольных помощников, их удовлетворенность работой в музее, а также усилить вовлеченность музейного руководства в волонтерские проекты. Сегодня в Группе есть отдельное направление по работе с волонтерами со своим штатом и стратегией развития.

Волонтеры включены в музейную работу на всех уровнях во всех пяти локациях Группы, например:

  • в Манчестере они помогли запустить очень популярные геймерские сессии Power UP (с одновременным количеством участников более 100 человек) и работали в качестве гидов с тысячами посетителей Музея науки и промышленности;

  • в Йорке они обслужили за год 60 000 поездок по мини-железной дороге (что принесло доход в £250 000);

  • в лондонском Музее науки услугами гидов-волонтеров за год воспользовались 8000 посетителей;

  • на информационных стендах музеев волонтеры дали ответы на 12 000 вопросов посетителей;

  • 32 волонтера-программиста помогали проводить для детей ежемесячные курсы по программированию.

Также волонтеры на постоянной основе участвуют в работе с коллекциями и архивами (как непосредственно в музеях, так и онлайн), в реставрационной деятельности.
Принципы и детали менеджмента
Включенность волонтерских программ в стратегический документ Группы музеев науки Strategic priorities: Inspiring Futures (2017−2030) демонстрирует высокий уровень значимости волонтерства для музеев и музейного менеджмента. Перспективным кажется решение музеев науки работать в вопросах МВ с крупными партнерскими компаниями (Siemens, Hitachi, BNY Melon, Network Rail), используя их как ресурс для рекрутинга волонтеров из числа клиентов компаний, а затем их обучения и поддержки.
Заслуживает внимания и программа послов в STEM-образовании (STEM Ambassador programme), которая объединила на севере страны 2500 волонтеров и стала крупнейшей в Великобритании в 2016 году. В ней участвовали Музей науки и промышленности (Манчестер), Национальный музей науки и медиа (Брэдфорд) и Национальный железнодорожный музей (Йорк и Шилдон, графство Дарем). Они организовали для средних школ серию событий, вовлекающих в предметы STEM-образования.
***STEM-образование — это образование в области науки и техники; STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) расшифровывается как «Наука, технологии, инженерия и математика».
Главными критериями эффективности работы с МВ являются:

  1. масштаб действия (количество волонтерской помощи в часах),

  2. социальный эффект от деятельности волонтеров,

  3. полученный опыт (мониторинг качества волонтерских программ и уровня удовлетворенности волонтеров-участников),

  4. разнообразие (через оценку социально-демографических характеристик волонтеров).

Эффекты и перспективы
Мэттью Хик (Matthew Hick), руководитель волонтерского направления Группы музеев науки, председатель Сообщества волонтеров наследия (Великобритания) считает, что для более устойчивого развития культуры волонтерства нужна, прежде всего, диверсификация, то есть поддержание максимального разнообразия состава волонтерского сообщества. Добровольцы разного возраста, образования, этнического и социального происхождения помогут музеям более эффективно найти посетителя во всех слоях и группах социума. Поэтому программы волонтерства в Группе музеев науки должны быть максимально разнообразными по продолжительности, форматам (от работы внутри музеев до онлайн-активностей), по степени сложности задач. Еще, по мнению Хика, следует упростить процесс включения в волонтерскую программу: освободить волонтеров от чрезмерного обучения и от жестких рекомендаций в процедуре рекрутинга.
Особенности работы в пандемию
Ситуация пандемии актуализировала запрос целевой аудитории и самих волонтеров на совершенствование навыков работы с цифровыми продуктами. В планах Группы музеев науки — усиленное развитие онлайн-волонтерства, чтобы работа над цифровыми продуктами стала доступной и привлекательной для добровольцев (например, цифровизация коллекций, разработка сопровождающих продуктов для каждой крупной выставки).
#стратегия #STEMобразование #онлайн-волонтерство #музеиНауки #волонтерствоВпандемию
Автор-составитель кейса Татьяна Новоселова.

Использованы материалы интернет-ресурсов:

  1. Официальный сайт Группы музеев науки: https://www.sciencemuseumgroup.org.uk/
  2. Стратегический документ Группы музеев науки Strategic priorities: Inspiring Futures (2017-2030): https://learning.sciencemuseumgroup.org.uk/wp-cont...
  3. Сайт Сообщества волонтеров наследия (Великобритания): http://www.heritagevolunteeringgroup.org.uk/
  4. Программа послов в STEM-образовании (STEM Ambassador programme): https://www.stem.org.uk/stem-ambassador
Made on
Tilda