Проект «Мултака: музей как место встречи» (Multaka: Treffpunkt Museum) был инициирован Музеем исламского искусства (Museum für Islamische Kunst) в Берлине. Он позиционировался как отклик на ситуацию, связанную с наплывом сирийских беженцев в Германию в результате военного конфликта в Сирии в 2011 году. Сегодня этот проект фактически стал социальной музейной франшизой. «Мултака» создает возможности волонтерства для вынужденных мигрантов из стран Ближнего Востока, музеи привлекают их к работе в качестве экскурсоводов, исследователей, кураторов образовательных программ.
Контекст
В 2015 году Прусский фонд культурного наследия (организация, управляющая государственными музеями в Берлине) в рамках гранта, направленного на интеграцию беженцев в Германию, поддержал проект «Мултака: музей как место встречи». На тот момент он объединял несколько музеев берлинского Музейного острова: Музей исламского искусства и Музей Передней Азии (в музее Пергамон), Музей византийского искусства и Скульптурное собрание (в Музее Боде), Немецкий исторический музей.

Задачей проекта было подготовить музейных экскурсоводов из числа сирийских и иракских беженцев, чтобы они могли рассказывать о коллекциях арабским беженцам на родном языке. Изначально для участия в программе были отобраны 19 человек из числа волонтеров, недавно прибывших в Германию. Одна из таких волонтеров, ставшая гидом, прежде чем смогла уехать из Сирии, четыре раза была посажена в тюрьму. По словам ныне живущей в Германии сирийской художницы, писательницы и активистки Кефах Али Диб (Kefah Ali Deeb), «уникальный проект не только помогает адаптации в Германии, но и позволяет найти своих соотечественников и поговорить с ними о нашем общем наследии и наших общих травмах».
Сегодня проект «Мултака» работает в Германии, Швейцарии, Италии и Великобритании и по состоянию на июнь 2019 года включал в себя пять проектов:

  1. «Мултака Берлин»,
  2. «Мултака Оксфорд»,
  3. «Мултака Берн»,
  4. проект AMIR (Accoglienza, Musei, Inclusione and Relazione — «Гостеприимство, музеи, включение и понимание») во Флоренции,
  5. инициатива «Повезло тому, кто говорит по-арабски» в Турине

Всего в этих проектах задействовано 15 европейских музеев: в Берлине, Берне, Оксфорде, Турине, Флоренции.
Как организована работа проектной команды
«У нас никогда не было задачи увеличить число посетителей, — говорит Стефан Вебер (Prof. Dr. Stefan Weber), директор Музея исламского искусства. — Наш музей посещают сотни тысяч человек ежегодно, и мы и так находимся на пределе пропускной способности». Целью проекта было создание в музеях условий для включения в их деятельность людей разных культур, национальностей, социального статуса, в частности беженцев. Таким образом, давая возможности для изучения и обсуждения искусства, истории, в том числе локальной культуры приехавших, музеи становятся безопасным местом для межкультурного диалога беженцев с местным сообществом.

Первый грант был получен в рамках федеральной программы «Живая демократия» от Федерального министерства семьи, пожилых, женщин и детей Германии. Огромную роль в первые, решающие, месяцы проекта сыграл тот факт, что в Музее исламского искусства уже существовала международная программа «Архив культурного наследия Сирии», разработанная совместно с Немецким археологическим институтом. Эта профессиональная сеть позволила быстро и эффективно набрать первых волонтеров для проекта: инженеров, архитекторов, художников, юристов и даже профессиональных экскурсоводов, археологов и других музейных сотрудников, что помогло посетителям получить широкий спектр интерпретаций коллекции. Все участники были очень мотивированы, ведь многие из них имели отличное образование и работу на родине, но потеряли все это. Необходимо было дать им, сидящим без работы, надежду на реализацию и возможность быть активными."У нас никогда не было задачи увеличить число посетителей, — говорит Стефан Вебер (Prof. Dr. Stefan Weber), директор Музея исламского искусства. — Наш музей посещают сотни тысяч человек ежегодно, и мы и так находимся на пределе пропускной способности". Целью проекта было создание в музеях условий для включения в их деятельность людей разных культур, национальностей, социального статуса, в частности беженцев. Таким образом, давая возможности для изучения и обсуждения искусства, истории, в том числе локальной культуры приехавших, музеи становятся безопасным местом для межкультурного диалога беженцев с местным сообществом.

Для того чтобы проект заработал, нужна была вовлеченность волонтеров, а не односторонняя передача знаний от музейных сотрудников. Для поиска нестандартных решений был привлечен эксперт по коммуникации. В частности, волонтерам не предлагали полностью изучать коллекцию или строго следовать разработанным методичкам — будущие экскурсоводы сами выбирали близкие для себя музеи и экспонаты, с которыми они чувствовали связь, а также встраивали в свои рассказы истории из жизни и собственный опыт.
Федеральное министерство семьи, пожилых, женщин и детей Германии предложило расширить список музеев, участвующих в проекте. Оно выдвинуло гипотезу, что история Германии с ее опытом Второй мировой войны — разрушения, разделения и последующего соединения — может дать беженцам из стран Ближнего Востока, пострадавших от войн, надежду на восстановление и процветание их родины.

С одной стороны, осознание схожести сценариев войн и разрушений позволяет мигрантам чувствовать эмпатию и сопоставлять социокультурные практики Сирии, Ирака и Германии, тем самым углубляя исторические и культурные связи между этими странами. С другой стороны, предметы из стран Ближнего Востока, выставленные в центре Европы, оказались поводом для радости и гордости вынужденных мигрантов, доказательством, что их культура является мировым достоянием и высоко оценивается. Тем самым был реализован главный принцип программы: человек, который вовлечен в культурные процессы, а не исключен из них, социализируется гораздо легче. Благодаря работе в качестве музейных волонтеров (далее — МВ) в государственных музеях Германии, беженцы с Ближнего Востока, начинают ощущать эту страну своей.

Проект стал программой, и уже почти пять лет предлагает аудитории не только экскурсионные туры по музеям-участникам, но и воркшопы, специальные лекции и дискуссии, в том числе на сложные темы перемещения культурных ценностей или этичности археологических раскопок. Также волонтеры из числа беженцев на постоянной основе участвуют в работе с коллекциями и архивами.
Программа нацелена, прежде всего, на подростков и молодежь, но взрослая аудитория тоже является целевой группой.
Принципы и детали менеджмента
Музей работает в парадигме культуры участия, это является стратегией взаимодействия с целевой аудиторией и волонтерами. По словам профессора Вебера, «работа сразу была направлена на создание социальных связей между волонтерами и командой. Сирийские и иракские беженцы были вовлечены во все стадии процесса от разработки идеи до управления проектом, участвовали в регулярных встречах с сотрудниками, а также коммуницировали в соцсетях».

По мере вовлечения мигрантов в музейное волонтерство приходилось решать все больше административных проблем. Так, например, недавно приехавшие в страну мигранты не имели рабочего статуса и возможности получения вознаграждений. И тогда музей предложил им членство в НКО «Друзья Музея исламского искусства в Пергамоне», благодаря чему МВ смогли получать стипендию.

У руководства берлинских музеев-участников проект имеет приоритетный статус. С самого начала в работу над ним включились образовательно-просветительские отделы, запустив тренинговую программу, которая, в основном, сосредоточена на методологии и дидактике музейного повествования.
Эффекты и перспективы
Проект «Мултака» — волонтерский по своей механике и созданный в духе культуры участия — доказал, что в вопросах интеграции мигрантов музей может и должен использовать свою возможность быть связующим звеном между родиной и страной, принявшей мигрантов, помочь им создать культурный контекст своей новой жизни, то есть стать активным гражданином новой страны. «Мултака» через музейные коллекции и истории экспонатов способствует пониманию того, что за непохожестью и в то же время схожими сюжетами встает глобальная история создания и развития человечества, его культуры, и мы все являемся лишь частью этой истории.

За эти годы более ста волонтеров из числа беженцев стали музейными экскурсоводами или культурными медиаторами и тысячи беженцев посетили музеи в рамках экскурсий, воркшопов и других мероприятий проекта. Проект получил признание как в Германии, так и на международной арене: приз «Специальным проектам в культуре с участием беженцев» (2016), статус «Выдающееся достижение» от инициативы «Германия, земля идей» и «Дойче Банка», победа в Национальной программе поддержки в номинации «Культура» (2016), приз «Народный выбор» фотоконкурса «Зенит» (2017), приз «Музеи и наследие» (2018), приз Фонда коллекций (для «Мултака Оксфорд», 2019).

Проект продолжает расширять свою географию: на данный момент Музей современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке и парижский Лувр работают над созданием своих версий проекта «Мултака». Янник Линц (Yannick Lintz), директор департамента исламского искусства в Лувре говорит, что музей ведет переговоры с благотворительным фондом Alwaleed Philanthropies (Саудовская Аравия), чтобы адаптировать концепцию «Мултаки» для французских реалий.
#беженцы #сирийскийКонфликт #социальнаяФраншиза
#культураУчастия #Мултака
Автор-составитель кейса Татьяна Новоселова.

Использованы материалы интернет-ресурсов:

  1. Официальный сайт проекта «Мултака»
  2. Концепция и содержание проекта «Мултака»
  3. Статья о проекте в Deutsche Welle
  4. Страница проекта «Мултака Оксфорд» на сайте Музея истории науки Оксфордского университета
Made on
Tilda