Музей истории Екатеринбурга демонстрирует инновационный для России подход к взаимодействию с аудиторией. По сути, музейная команда и директор Сергей Каменский предлагают заложить в основу философии музея, работающего с городской территорией, идею о том, что главной ценностью и историческим персонажем является сам человек — горожанин с его семейной историей, личной биографией, компетенциями и навыками. Он сам создает музейный продукт про себя и про город, в котором живет, сам влияет на трансформацию среды. На его запрос ориентируется музейное проектирование, а музей является для него «третьим местом» и продюсерским центром. Данный кейс сложно назвать волонтерским в чистом виде, скорее речь идет о культуре участия. Во всяком случае, музей говорит о горожанах, вовлеченных в его работу, не как о волонтерах, а как о партнерах.
Контекст
Летопись Музея истории Екатеринбурга открывается 1940 годом. Современное название музей обрел в 1995 году, сфокусировавшись на исследовании истории города и городской повседневности. Сегодня в структуру музея, помимо центрального здания, открывшегося в 2020 году после реэкспозиции, входит ряд филиалов и площадок: Фотографический музей «Дом Метенкова», Центр городских практик «Дом Маклецкого», гостевой центр «Водонапорная башня» и Мемориал жертв политических репрессий на 12-м километре Московского тракта.

Поводом к реализации волонтерского проекта нового типа послужил пересмотр миссии музея. Современная стратегия развития определяет ее следующим образом: «сохранять, исследовать, популяризировать историю города, пробуждая интерес к изучению Екатеринбурга, формируя компетентный и неравнодушный взгляд на город, чувство ответственности за его развитие». Обращение к партисипативным практикам (в духе культуры участия) также связано с профессиональным интересом директора музея, кандидата культурологии Сергея Каменского, написавшего ряд исследований по этому направлению.

Культура участия предполагает работу над проектом музейного сотрудника и горожанина на равных. Равенство позиций — не тактическая, а стратегическая установка музея. Первые эксперименты в этом направлении проводились еще в 2013 году в рамках проектирования новой экспозиции. Семь лет последовательной работы, направленной на формирование доверия между музейщиками и городскими сообществами, привели к реализации нескольких проектов:

  • резиденция для городских проектов в «Доме Маклецкого»,
  • экскурсии в Мемориале жертв политических репрессий, которые проводят сами горожане, чьи семьи пострадали от террора,
  • проект «Народные университеты 2.0», стартовавший в 2020 году.

Именно в расширении осознанного волонтерства музейная команда видит горизонт роста и развития. За первый год в проекте «Народные университеты 2.0» приняли участие 300 горожан, а в 2021 году в его работу планируется вовлечь более 1000 человек. Число преподавателей постоянно растет, сейчас их уже девять: специалисты в области краеведения, искусства, литературы, театра, урбанистики, кино. Кураторы факультетов — известные в городе культурологи, историки, музейщики, специалисты в области пиара, художники. На сегодняшний день проект является одним из наиболее ярких российских примеров системной работы по вовлечению активных горожан в сотрудничество с музеем.
"
С помощью волонтеров мы в "Гараже" активизируем локальные комьюнити, например, сообщества, общающиеся на русском жестовом языке. Выяснилось, что у жестового языка есть диалекты. Как москвичи "акают", а люди из Вологды "окают", так же и слово "колбаса" можно сказать на РЖЯ разными способами. Мы пускаем в сети клич и с помощью волонтеров из разных частей страны собираем большой словарь жестового языка и контекстов.
- София Романова
и. о. руководителя отдела интернет-маркетинга и веб-технологий Музея современного искусства «Гараж» Линда Гуссенс (Linda Goossens)
Как устроена работа «Народных университетов 2.0»
Проект «Народные университеты 2.0» инициирован и реализуется Музеем истории Екатеринбурга, но является не столько музейным (в классическом понимании), сколько образовательным. «Университеты» состоят из ряда факультетов, в 2020 году это были литературный, художественный, театральный, урбанистики и кино. Программа обучения предусматривает как онлайн-, так и офлайн-форматы, и занимает не более трех месяцев. Обучение бесплатно, но набор осуществляется на конкурсной основе. Главным условием приема абитуриентов является работа с локальным контекстом: городскими или семейными историями, городскими пространствами и смыслами.

По завершении обучения студенты разрабатывают проекты и создают собственные реальные продукты: экскурсионные маршруты, спектакли, кино и сериалы, художественные работы, сувенирную продукцию — лучшие из них получают дополнительную финансовую, консультационную, продюсерскую поддержку музея. Таким образом, музей становится образовательной и, главное, — продюсерской площадкой, задача которой — создание условий для реализации тех проектов горожан, которые направлены на изучение и популяризацию истории Екатеринбурга и развитие городской среды.
Насколько такой подход отвечает миссии музея как институции, зависит от трактовки понятия музейного артефакта. Для команды музея таким артефактом становится сама человеческая жизнь в ее многообразии. Главная ценность, которая нуждается в развитии и реализации — горожанин с его личной историей, личными компетенциями, а также продуктами, которые он способен произвести. Музей имеет амбиции не только изучать и фиксировать историю города, но и влиять на его современное состояние. То есть история рассматривается как ресурс для развития и изменения территории.
Принципы и детали менеджмента
Новая задача, которую взял на себя музей, — стать продюсерским центром для волонтерских проектов, площадкой, на которой происходит объединение активных людей для совместных действий, направленных на развитие города и решение общих задач. Это требует серьезной трансформации системы управления и администрирования. Меняется само содержание музейной работы: сотрудники теперь не только изучают историю города, но и работают с горожанами так, чтобы те сами проводили историко-краеведческие изыскания.

По словам Сергея Каменского, если «цель „сохранение семейных архивов и коллекций" заменить на „формирование моды на изучение семейной истории", то у горожан не будут появляться мысли передавать семейные фотографии и документы музейщикам. Они будут сохранять и изучать свои архивы сами, делать собственные семейные музеи и учиться делиться этим знанием в публичном пространстве». Чтобы люди делали это грамотно, необходимы образовательные программы, например, школа антрополога, которая дает компетенции работы с семейным архивом.
Кроме того, на тех же принципах музей сотрудничает с городским малым и средним бизнесом.

В данный момент музей совмещает в своей работе обе модели: классическую и инновационную. Пока что новая занимает до 30% в общем объеме активностей и продуктов музея. В перспективе планируется расширять эту долю, но для этого необходима трансформация на уровне мышления сотрудников и представителей оргструктур. Продюсирование, когда сотрудник не является исполнителем, но сам выступает в качестве менеджера культуры, для многих пока сложная задача. Попутно возникает много проблем, связанных с тем, что волонтеры не находятся в штате музея, это новые люди, из которых складывается сложно управляемая система. Специальных компетенций для менеджмента этой системы у музейного сотрудника либо нет, либо они пока еще формируются.

В настоящий момент волонтерскими проектами занимается музейная команда из семи человек, которые координируют общение волонтеров с музейными и городскими службами и организуют работу «Народных университетов».
Эффекты и перспективы
  1. Несмотря на сложности 2020 года «Народные университеты. 2.0» показали хорошие результаты. Студенты реализовали собственные проекты, одним из самых масштабных стал сериал про Екатеринбург, полностью снятый силами волонтеров. Также на основе исследований студентов-волонтеров было издано пять книг о различных аспектах городской истории. Стало очевидно, что большая часть музейного контента в перспективе может формироваться только в результате деятельности волонтеров. Например, в 2021 году в событийной программе музейщики планируют полностью перейти на роль продюсеров, остальные задачи будут выполняться добровольцами из «Народных университетов».

Сами «Народные университеты» также будут меняться. Планируется запустить три типа образовательных программ:

  1. долговременная образовательная программа,

  2. система коротких курсов, по окончании которых студенты могут получить быстрый результат,

  3. система продюсерских школ: поддержка проектов на уровне фандрайзинга, брендинга, коммуникации с властью.
Также организаторы «Университетов» планируют компенсировать невозможность поддержать все проекты на стадии реализации обучением студентов азам менеджмента и фандрайзинга, для того чтобы они смогли доводить проекты до реализации самостоятельно, без поддержки музея.
Особенности работы в пандемию
Переход образования в онлайн в связи с пандемией открыл перед проектом новые возможности. С 2021 года организаторы планируют внедрить гибридную систему образования, предусматривающую как дистанционное, так и офлайн-участие в проекте. Кроме того, это позволит расширить состав преподавателей и участников. Планируется задействовать земляков, которые не проживают в городе в данный момент, — екатеринбуржцев по праву рождения и месту получения образования.
#партисипаторныймузей #городскиесообщества
#культураучастия #народныеуниверситеты2.0
Автор-составитель кейса Татьяна Новоселова.

Использованы материалы интернет-ресурсов:

  1. Сайт Музея истории Екатеринбурга
  2. Сайт «Народных университетов 2.0»
Made on
Tilda