Инклюзивное волонтерство — одно из важных направлений вовлечения добровольцев в работу Русского музея. Это яркий пример последовательной многолетней работы по созданию в музее доступной среды. Результатом этого стало участие уязвимых групп посетителей в музейных проектах на всех этапах их планирования и реализации и, как следствие, адаптация музейных продуктов к нуждам и запросам разных групп посетителей.
Контекст волонтерской работы
Русский музей — крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Для музея импульсом к началу системной работы с волонтерами стало желание развивать инклюзивное направление. Работа по созданию доступной среды ведется в нем почти 30 лет, с 1992 года.

В 2002 году музей решил привлекать добровольцев и запустил проект «Школа волонтеров в художественном музее». В первый год в нем приняли участие 20 человек, после обучения они реализовали арт-терапевтическую программу «Шаг навстречу».

В 2015 году в структуре музея появился отдел социокультурных коммуникаций. Он объединил арт-терапевтов, психологов, художников, искусствоведов. Среди направлений работы отдела — подготовка волонтеров для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) на экспозиции музея и в его творческих студиях.
Как устроена работа отдела социокультурных коммуникаций
Музейные волонтеры (далее — МВ) оказывают помощь Русскому музею в выставочных, социокультурных, образовательных проектах и программах. Музей демонстрирует заинтересованность в реализации волонтерами собственных замыслов, начиная от предложения идей по развитию до воплощения их в жизнь совместно с музейными службами.

Одним из приоритетных направлений работы МВ остается инклюзия. В рамках этого направления волонтеры делятся на три группы в соответствии с функционалом:
  1. специалисты помогающих и творческих профессий, применяющие в музее свои профессиональные компетенции;
  2. выпускники арт-терапевтических программ (люди с особенностями эмоционального развития, с зависимым поведением, с инвалидностью), подготовленные к работе в сфере инклюзивного волонтерства;
  3. технические волонтеры, которые под руководством музейных сотрудников оказывают помощь в монтаже, транспортировке, техническом обеспечении.
"
IT-волонтеры — это про хобби, когда человек ищет конкретные задачи, связанные с профессиональным ростом. Настроить сайт, помочь найти и установить плагины, провести аудит сайта, создать баннеры в соцсетях и т д. Чаще всего IT-волонтеры не считают свою помощь социальной. Им важнее "Что еще я могу получить, сделав конкретную задачу?" или "Я чему-то научился, надо отработать этот навык"
- Влад Лавриченко
event-координатор, куратор платформы «IT-волонтер» «Теплицы социальных технологий»
Проект «Школа волонтеров» адресован специалистам помогающих профессий: психологам, педагогам, социальным работникам, медикам, а также художникам, музыкантам, артистам, искусствоведам, музейным педагогам, имеющим опыт работы со «сложной» аудиторией в музее. В Школе МВ проходят бесплатное обучение по разработанным арт-терапевтическим программам. В частности, в преддверии крупных выставок и мероприятий Школа целенаправленно готовит специалистов для адаптации продуктов музея под нужды посетителей с особыми потребностями.

Аналогичными методами музей работает с детьми из детских домов. Например, проект «Тайны старого замка» включал специальную подготовку МB — обучение арт-терапевтическим методикам работы со сложными эмоциональными состояниями. После этого курса волонтеры смогли проводить занятия с детьми на экспозиции музея и в творческой студии, разработали сценарии музейных занятий и праздников. Важно, что, участвуя в таких проектах, волонтеры продолжают повышать свою квалификацию: получают консультации и проходят супервизию профессионалов высокого класса.
Волонтерами музея часто становятся люди с инвалидностью (или с особенностями эмоционального развития, с зависимым поведением) — выпускники арт-терапевтических программ. Они выступают в качестве экспертов при создании музейных продуктов и являются медиаторами при коммуникации музея с аудиторией.

Пример такого сотрудничества — работа глухого волонтера Александры Исаевой, победительницы конкурса «Музейный волонтер» Фонда Потанина в номинациях «Вклад специалиста» и «Признание профессионалов» в 2019 году. На протяжении четырех лет вместе с сотрудниками Русского музея она занимается адаптацией существующих музейных программ и разрабатывает новые, отвечает за подбор переводчиков на русский жестовый язык и глухих гидов, осуществляет контроль их деятельности. В ее задачи также входит распространение информации об инклюзивных программах музея среди глухих и слабослышащих (набор групп), тестирование приложений для видеогида и продюсирование производства контента.
Принципы и детали менеджмента
Волонтерскую программу музея курирует отдел социокультурных коммуникаций (руководитель — Ольга Гончарова). В нем работают арт-терапевты, психологи, художники, искусствоведы. Акцент на развитии инклюзивного волонтерства, сосредоточенность на работе с людьми с ОВЗ и людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, дает много позитивных эффектов. Это, конечно, высокий уровень подготовки МВ и их глубокая интеграция в жизнь музея, а в целом — повышение уровня доступности музея для самых разных категорий «сложной» аудитории.

В среднем в программах и проектах Русского музея задействовано одномоментно до 70 волонтеров. Координация М В идет через общение в социальных сетях, телефонные переговоры, встречи. Ее осуществляют кураторы и волонтеры, которые были участниками арт-терапевтических сессий в музее, а теперь помогают сотрудникам отдела в их работе. В процессе координации задействованы и социальные работники реабилитационных центров. В работе МВ с людьми с особыми потребностями важен контроль за результатами, он осуществляется через супервизию деятельности в рамках проекта, интервьюирование, анкетирование волонтеров и посетителей.

Волонтеры мотивированы возможностью прохождения специального обучения у лучших специалистов в своей области, обеспечены методической литературой. За участие в проектах они получают благодарственные письма от руководства музея и поощрение в виде бесплатных билетов на выставки и мероприятия, а также рекомендации музея для участия в конкурсных программах.
Эффекты и перспективы

Количественные результаты деятельности отдела социокультурных коммуникаций за минувший год:

  • около 4000 человек посещают студии арт-терапии и социокультурные программы музея на регулярной основе;

  • специалисты отдела и волонтеры проводят для них более 230 экскурсий и 20 социокультурных проектов и мероприятий.
Работа отдела социокультурных коммуникаций способствует созданию инфраструктуры, обеспечивающей доступность коллекции музея для всех посетителей.

Об успешности волонтерской программы свидетельствует желание многих волонтеров продолжать сотрудничество с музеем, их собственные инициативы, в том числе проектные. Также М В нередко начинают самостоятельную деятельность в сфере социальной поддержки средствами искусства людей с особыми потребностями.

Тем не менее, вокруг музея пока не сложилось устойчивого во времени волонтерского сообщества. Большую часть МВ периодически набирают заново — под определенные задачи, программы или проекты. Это требует много сил и времени сотрудников отдела.

Стратегической задачей отдела Ольга Гончарова называет создание сообщества специально подготовленных, инициативных и заинтересованных волонтеров, которым можно было бы адресовать запросы музея на участие в разовых и долгосрочных проектах.
#инклюзивноеволонтерство #инклюзивныймузей
#Русскиймузей #Школаволонтеров
Автор-составитель кейса Татьяна Новоселова.

Использованы материалы интернет-ресурсов:

  1. Страница Школы волонтеров на сайте Государственного Русского музея
  2. Страница отдела социокультурных коммуникаций Государственного Русского музея на Facebook
  3. Страница Русского музея на сайте волонтерских проектов «Добро.ру»
Made on
Tilda