Работа с волонтерами в Государственном историческом музее — один из примеров интеграции добровольцев во все отделы музея. Это ответственный шаг, требующий создания атмосферы доверия между музейными сотрудниками и волонтерами. Она достигается благодаря, прежде всего, обучающим программам, преподавателями в которых выступают сами музейщики. Также волонтерскую программу ГИМ отличает ставка на молодых — студентов и выпускников профильных вузов, — лучшим из них впоследствии предлагают работу в штате музея.
Контекст волонтерской работы
Государственный исторический музей (Москва) является крупнейшим национальным музеем страны. В настоящее время в музейное объединение входят Храм Василия Блаженного, Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты Романовых. ГИМ принадлежат выставочные залы на Площади Революции, хранилища и реставрационные мастерские в Измайлове. Ведется строительство депозитарно-выставочного центра площадью 120 тыс. кв. м в поселке Коммунарка Новой Москвы.
С учетом расширения масштабов культурно-образовательной и фондовой деятельности, в 2017 году было принято решение о создании в Историческом музее Волонтерской программы. С этого времени музей позиционирует себя как институцию, последовательно развивающую волонтерство. Добровольцев приглашают для участия в подготовке мероприятий, разработке образовательно-просветительских проектов, для взаимодействия с посетителями, оказания помощи хранителям и другим сотрудникам музея.
На первой стадии проекта волонтерские группы работали преимущественно с посетителями. Через год стала очевидна необходимость профильной ориентации волонтеров в соответствии с видом их деятельности и в других музейных отделах. Так была проведена реорганизация Волонтерской программы ГИМ.
Как устроена Волонтерская программа ГИМ
Цель программы — привлечение добровольцев ко всем видам музейной работы. Для этого необходимо было создать систему подготовки квалифицированных музейных волонтеров (далее — МВ), которые могли бы быть по-настоящему полезны музею.

Волонтерская программа ГИМ включает четыре направления.

  1. Экскурсионное и организационное. Волонтеры проводят экскурсии и разрабатывают контент для образовательно-просветительских программ (квесты, игротеки и т. п.), обеспечивают поддержку мероприятий («Ночь музеев», «Ночь искусств» и др.)
  2. Инклюзивное. Волонтеры специально проходят обучение работе с людьми с ограниченными возможностями на мероприятиях разных форматов, в том числе обучаются русскому жестовому языку.
  3. Направление развития и продвижения. Волонтеры участвуют во внутреннем менеджменте программ, в работе с туристами, создании и проведении опросов, работе с полиграфией и др.
  4. Фондовое. Волонтеры допускаются в хранилища музея, чтобы помогать хранителям и сотрудникам, занимающимся учетом, в их ежедневной работе. МВ вносят большой вклад в обработку коллекции (в фондах ГИМ находится более 5 млн музейных предметов), работают с базами данных и оцифровкой.
Молодежная аудитория является для программы приоритетной. Большинство М В — студенты профильных специальностей. Это будущие специалисты в области истории, культуры и искусства. Музей помогает им приобретать практические навыки, связанные с направлениями их специализации, еще во время обучения в вузах. По словам сотрудников, волонтеры «приносят с собой веяние нового поколения и, самое главное, могут обучаться у ведущих сотрудников музея».
Принципы и детали менеджмента
Описывая место волонтерства в стратегии ГИМ, руководитель Волонтерской программы Дарья Сухорукова говорит, что «музей в настоящий момент не видит развития научно-просветительской деятельности без привлечения волонтеров. Они стали неотъемлемой частью работы музея с посетителями».
"
Кроме волонтеров, у нас есть профессиональные гиды-медиаторы, специалисты в сфере культуры и искусства. Их рабочие места надо сохранять. Я стараюсь организовать всё так, чтобы волонтеры не отбирали работу у сотрудников, так как очень сложно разграничить деятельность сотрудников и волонтеров.
- Линда Гуссенс (Linda Goossens)
координатор волонтерских программ в Монреальском музее изящных искусств (Канада)
Для каждого направления волонтерства построена своя программа обучения. В ее рамках приглашенным преподавателем является только тренер-психолог, остальные — это сотрудники разных музейных отделов. Они назначены кураторами-экспертами, ответственными за свое направление деятельности. Вовлечение сотрудников музея в обучение волонтеров формирует у них доверие к добровольцам, готовность допускать МВ до важных производственных процессов, даже до работы с коллекциями музея.
Процесс рекрутмента выстраивается на понимании нужд музея и необходимых компетенций волонтера. Например, ГИМ сотрудничает с ведущими профильными вузами, такими как МГУ, чьи студенты проходят в музее практику с возможностью дальнейшего трудоустройства.
Музей выработал ряд критериев, которым должен соответствовать МВ:
  • возраст от 18 лет,

  • историческое, педагогическое, маркетинговое образование (неоконченное высшее и высшее),

  • готовность уделять работе значительное свободное время (не менее трех часов один раз в неделю),

  • ответственность, приветливость, позитивность, желание сделать музей лучше.

Одна из задач программы подготовки — формирование внутреннего лидерства в волонтерском сообществе. В рамках одного из направлений волонтер может взять на себя лидерскую роль и попробовать себя в качестве координатора. Программа включает профориентацию и позиционируется как школа профессий. Лучшие волонтеры попадают в кадровый резерв, таким образом работа с МВ является стратегической подготовкой будущих молодых сотрудников музея.
Формирование кадрового резерва из волонтерского пула как приоритетного, а также возможность индивидуального обучения, посещения выставок и музейных мероприятий является значительной мотивацией для МВ.
Эффекты и перспективы
В 2019 году Волонтерская программа Государственного исторического музея показала впечатляющие результаты:

  • 120 волонтеров в активе,

  • 5000 часов работы добровольцев в музее,

  • 3000 экскурсий и 200 мероприятий, проведенных волонтерами,

  • 13 волонтеров стали сотрудниками музея.
Сама программа победила в спецноминации Фонда Потанина «Лучший волонтерский проект в музее» в рамках конкурса Международного фестиваля «Интермузей-2019» и получила грант на развитие в размере 500 тыс. рублей.
На сегодняшний день все концепции массовых мероприятий ГИМ включают в себя волонтеров — не только в качестве помощников, но и как координаторов собственных проектов.
ГИМ собирается в ближайшем будущем представить свою Волонтерскую программу как первую в России, которая переводит управление волонтерами в диджитал. Активное развитие групп музея в социальных сетях («ВКонтакте», «Инстаграм») ставит перед сотрудниками задачу осмысления этого опыта и переработки его в отдельный документ. В целом музей находится в процессе выработки документа, описывающего все стадии работы с МВ, с подробным объяснением методики, сформированной несколькими годами практической работы.
Базовым принципом Волонтерской программы ГИМ является системность, которая в перспективе позволит адаптировать программу к любой музейной или культурной организации. Возможность масштабирования своего опыта в организации волонтерства подкреплена статусом ГИМ, который около 30 лет является научно-методическим центром для исторических и краеведческих музеев РФ.
В данный момент сотрудники музея разрабатывают стратегию развития ГИМ к его 150-летию (2022 г.) с учетом волонтерского ресурса.
#Государственныйисторическиймузей #волонтерыГИМ #обучениеволонтеров #диджиталменеджмент
Автор-составитель кейса Татьяна Новоселова.

Использованы материалы интернет-ресурсов:

  1. Страница волонтерского проекта на сайте музея: https://shm.ru/missiya-i-organizatsiya/volonterstvo/
  2. Страница проекта в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/gimm
Made on
Tilda