Музей Бейлиффгейт (Bailiffgate Museum and Gallery) на северо-востоке Англии является уникальным примером частного музея, управление которым полностью осуществляется командой местных жителей-волонтеров. Этот музей объединил сообщество небольшого городка Алник с помощью работы с локальным культурным и архитектурным наследием и стал флагманом в области инновационных музейных практик, которые он внедряет, регулярно получая гранты и призы на национальном уровне.
Контекст
Музей Бейлиффгейт (Музей социальной истории Алника) находится в городе Алник в графстве Нортумберленд. Он расположен в центре города, в стенах памятника культурного наследия — в здании старой католической церкви, закрытой в 1980 году. Музей был создан инициативной группой жителей, посчитавших, что исчезающая история и заброшенное на тот момент здание важны для местного сообщества. Герцог Нортумберлендский согласился быть патроном нового музея, который посвятили истории Алника и его окрестностей. Музей открыли в 2002 году после окончания ремонта помещения, длившегося десять лет. Он активно работает как с местным сообществом, в том числе с детьми из города и близлежащих населенных пунктов, так и с туристами.
Бейлиффгейт является официально аккредитованным музеем (то есть может рассчитывать на государственную поддержку) и соответствует всем требованиям, предъявляемым к музеям в Великобритании. В настоящий момент его здание по-прежнему принадлежит герцогу Нортумберлендскому, которому музей ежегодно перечисляет символическую арендную плату в 1 фунт стерлингов.
Как устроена работа музейной команды
Музей видит свою миссию в работе с локальной историей, фольклором, культурой и традициями Алника и региона через собирание коллекции, проведение выставок и мероприятий, реализацию проектов. Например, одним из важных проектов по сохранению местного диалекта является «Песенное наследие Нортумберленда». Его результатом стала фиксация и популяризация местных песен и стихов, которые издавна заучивали наизусть и передавали из поколения в поколение. Материалы проекта отыскивали у местных певцов, музыкантов, хоров и в клубах. Также был запущен специальный «поющий автобус», объединивший 25 музыкантов и 20 волонтеров. Школьники выступали для специально собиравшихся послушать их родителей и гостей, пели вместе с пастухами и самостоятельно.
Будучи частной институцией, Музей Бейлиффгейт зависит от грантов от Фонда Национальной лотереи, субсидий администрации графства и городской администрации (в частности, у администрации графства Нортумберленд музей получает ежегодную субсидию). Две трети заработка идет от входной платы за билеты, занятий кружков и других детских мероприятий, а еще треть дохода приносит реализация специальных проектов.
Например, музей разработал оригинальную схему «усыновления» экспонатов. Она состоит в том, что за 50 фунтов стерлингов в год посетителю предлагается «усыновить» понравившийся объект. Особой популярностью пользуются мышиная нора, школьный класс и типографский станок.
Музейные сотрудники-волонтеры проводят для себя формальные и неформальные тренинги, мотивационные и поддерживающие сессии, организуют выезды для знакомства с лучшими практиками музеев региона и страны.
Главный лозунг музея: «Не заставлять людей ходить в музей, а прислушиваться к потребностям общества». Музей, который мог бы даже не открыться, почти двадцать лет успешно живет за счет энтузиазма людей, которые его содержат и им управляют. Некоторые сотрудники-волонтеры, зная о возможности работы в этом музее, специально переехали в Алник на постоянное место жительства.
Принципы и детали менеджмента
Схема управления музеем очень проста — во главе стоит Попечительский совет, состоящий из волонтеров. Пять членов совета участвовали в образовании музея с самого начала. Первый двухлетний грант от Фонда Национальной лотереи позволил нанять и первого менеджера-куратора музея — Яна Смита.
Сегодня в Попечительский совет Музея Бейлиффгейт входит 45 человек. Совет выбирает управляющий комитет, который состоит из волонтеров, возглавляющих различные направления развития музея. В их обязанности входит выполнение стратегического плана развития. Собрания комитета проходят один или два раза в год. Кроме администратора и уборщика (и иногда привлекаемых консультантов), в музее работают только волонтеры.
Сегодня в Попечительский совет Музея Бейлиффгейт входит 45 человек. Совет выбирает управляющий комитет, который состоит из волонтеров, возглавляющих различные направления развития музея. В их обязанности входит выполнение стратегического плана развития. Собрания комитета проходят один или два раза в год. Кроме администратора и уборщика (и иногда привлекаемых консультантов), в музее работают только волонтеры.
Музей готов принять в члены Попечительского совета позитивно настроенных и лояльных людей, которые стремятся быть активными участниками процесса объединения сообществ Алника и региона вокруг истории, культуры и образования в самом широком смысле этих слов. Чтобы стать членом Попечительского совета Музея Бейлиффгейт, нужно посвящать этой работе не менее трех часов в месяц.
Эффекты и перспективы
Число посетителей музея постоянно растет: в 2013 году оно составляло 4348 человек (из них 800 детей), сейчас музей посещает около 10 000 человек в год. Но в планах увеличить этот показатель.
В сложном 2020 году музей удостоился престижной премии «За работу с минимальным бюджетом» (The Museum and Heritage Awards). Также в июле 2020 года от Совета по культуре Англии (Art Council of England) был получен грант, благодаря которому Музей Бейлиффгейт смог пригласить на работу двух консультантов из числа жителей графства. Джин Хемфриc, председатель Попечительского совета, надеется, что с полученными средствами музею удастся еще более укрепить волонтерскую команду и достойно подготовиться к 20-летнему юбилею музея.
Особенности работы в пандемию
Именно локдаун и кризисная ситуация, вызванные пандемией, были использованы комитетом Попечительского совета, чтобы за счет профессиональных консультантов усилить музейную команду. Один из них занял должность операционного и программного менеджера, чтобы обеспечить на операционном уровне достижение миссии и целей Музея Бейлиффгейт. Другой возглавил работу с волонтерами, в частности разработку новой стратегии по их привлечению и поддержке.
Исследование «Центры социокультурного развития территории: модели, практики, технологии работы. Кейс-стади. Великобритания», сделанное в рамках стажировки «Новые форматы образовательных программ для грантополучателей конкурса "Культурная мозаика малых городов и сел"» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, 2017: https://cultmosaic.ru/content-load-/Centry_socioku