Многие музейные руководители используют этот метод для формулирования и внедрения публикоориентированных практик (именно так сформировался и приобрел большой авторитет волонтерский департамент Science Museum Group, Великобритания).
Необходимые перемены Коттер «упаковывает» в восемь этапов. Этот подход актуален и для музея.
1. Создать ощущение безотлагательности действия, внедрившись в зоны комфорта, а также противодействуя удовлетворенности («всё хорошо») и ложной срочности («ненужная суета»).
2. Создать влиятельную команду реформаторов-единомышленников: новые лидеры должны помочь в управлении переменами. Их необходимо отобрать по параметрам позиции, влияния, опыта, надежности и лидерских качеств.
3. Vision (ви́дение), картина будущего. Оно должно быть практически осуществимым, вообразимым, желаемым, сфокусированным, гибким и объяснимым.
4. Продвигать и разъяснять новое ви́дение как можно проще, живее, чаще и привлекательнее. Лидеры должны подкреплять слова делом.
5. Устранить барьеры и дать людям свободу, чтобы они могли работать как можно лучше, — так реализуются условия осуществления «программы нового ви́дения».
6. Быстрые успехи. Важно запланировать небольшие достижения в краткосрочной перспективе — таким способом можно апробировать механизмы производительности и представить новые критерии эффективности.
7. Комплексное программирование: осуществление последовательной программы дальнейших (углубленных) изменений.
8. Закрепление результатов. Утверждение преимущества новых методов работы, новых структур, новых ценностей.
Четыре причины, по которым люди сопротивляются изменениям: узкособственнический интерес, непонимание и недостаток доверия, иная оценка ситуации, недостаточная готовность к изменениям. Джон Коттер и Леонард Шлезингер предложили пять стратегий для подобной ситуации, как позитивных, так и не очень: образование, вовлечение, посредничество, переговоры, принуждение.
Имеет смысл обратить внимание на связь управленческого и психологического аспектов музейной практики. Коттер поверхностно говорит о контроле над стрессом, но транзакционная модель Ричарда Лазаруса и Сьюзен Фолкман (1984) предлагает комплексный подход, позволяющий справиться с давлением.