Кто становится волонтером в музеях?
Две возрастные группы, о которых чаще всего идет речь в интервью с музейными сотрудниками, — молодежь и люди старшего возраста. Подавляющее большинство волонтеров — женщины, мужчины попадают в музеи скорее в виде исключения. В крупных городах в ряде музеев есть и волонтеры среднего возраста. Тем не менее существуют организации, где сложно нарисовать портрет типичного добровольца — это могут быть очень разные люди.
Информанты говорят, что по сравнению с молодыми пожилые люди — более ответственные, исполнительные. К ним более внимательно и уважительно относятся посетители, слушают их. С другой стороны, существует мнение, что молодые люди «послушнее», а пожилые могут отвлечься, засидеться за чаем, более придирчиво выбирать себе задание, «подходящее по статусу». Пенсионеры вовлекаются в волонтерскую деятельность из-за того, что в городе мало возможностей для проведения свободного времени, вложения сил. Молодежь больше привлекает шанс увидеть «изнанку» музея, посмотреть, как он функционирует. Поскольку музеи связаны с прошлым, тем более с различными его периодами, есть перспектива работать с разными поколениями: воспоминания и связь с современными темами могут объединить и заинтересовать.
Волонтеры старшего возраста хотели бы, чтобы к ним больше прислушивались, хотя они признаются, что скромность не позволяет им высказывать свое мнение и они понимают, что работа в команде требует подчинения общим правилам. При этом они считают, что есть вещи, которым они могли бы научить младшее поколение волонтеров, опыт, которым могли бы поделиться. Бывают и ситуации, когда они хотели бы что-то советовать и предлагать сотрудникам.
Студенты выступают перспективной аудиторией, когда у музея есть возможность привлекать тех, кто обучается определенным специальностям и поэтому имеет подходящий набор знаний и навыков и в целом более серьезную мотивацию. Однако любители могут быть столь же мотивированными. Изначально заинтересованные в краеведении или иных конкретных темах люди способны стать ценным ресурсом для музея. Чтобы сотрудничество было продуктивным, в них должны сочетаться исследовательский интерес и увлеченность темой — и желание популяризировать ее, рассказывать, делать доступными свои открытия и истории.
Для сельских территорий и отдаленных мест актуальная волонтерская аудитория в данный момент — горожане. Информанты говорят, что хотели бы найти способ привлечь и жителей окрестных деревень, но эта работа либо только начинается, либо пока не начата. Подобная задача требует значительных ресурсов и усилий и новых подходов. Сотрудники музеев, как правило, подразделяют волонтеров на «обычных» (разовых, нерегулярных, более случайных, менее вовлеченных и инициативных) и «активных», людей со специальными навыками и подготовкой. Иногда, по их словам, встречаются «суперволонтеры» — те, кто сам координирует группы добровольцев, ведет проекты и т. д. Некоторые из наших информантов-волонтеров ощущают себя по сути сотрудниками музея. Они принимают на себя ответственность за его развитие, за решения, полноценно участвуют в его деятельности. Это характерно для небольших музеев с узким кругом сотрудников и ограниченными ресурсами и для волонтеров, действующих индивидуально, а не в команде.