Гипотеза Исследуя десятки стратегий и волонтерских программ больших и малых российских музеев, проводя интервью с учеными и экспертами — российскими, европейскими, североамериканскими, мы получили большой объем информации, который позволил очертить тенденции и дать абрисные ответы на запрос о потенциале, направлениях и формах развития музейного волонтерства в нашей стране. Но начиналось все с гипотез. Вот какие предположения были высказаны участниками исследовательской группы перед началом работы.
Алиса Максимова Гипотеза, не проверяемая эмпирически:
стратегически продуманные волонтерские программы порождают значимые эффекты для музеев и общества.
Гипотезы, эмпирически проверяемые:
— российские музеи понимают волонтерство узко (в том, что касается доступных видов деятельности, отношений с аудиторией, потенциальных эффектов); работа с добровольцами обычно не встроена в стратегию развития музея, не подвергается анализу и содержательной оценке, часто имеет формальный характер;
— существует большое разнообразие отношений музеев и волонтеров. Модель взаимодействия зависит от профиля музея, типа территориальной среды (большой индустриальный город или сельское поселение), характеристик добровольцев и особенностей коммуникации в ходе волонтерской программы.
Юлия Мацкевич Волонтерство в музее обладает потенциалом, который в полной мере не осознаётся ни музеями, ни обществом. Развитие института волонтерства, с одной стороны, средство демократизации / «снижения уровня снобизма» музея, «приводной механизм», с помощью которого музей мог бы «догнать современность», а с другой — открытая дверь для сообществ к наследию, хранимому музеями (право на интерпретацию которого узурпировали их сотрудники), канал, стимулирующий появление новых ценностных взаимосвязей между наследием и современными поколениями.
Оксана Мороз Музейное волонтерство — гетерогенный (в аспекте практик, инструментов и «политик» их воплощения, социальных конвенций) феномен, наличие которого способно стабилизировать положение музея в изменчивом публичном пространстве. Разработанная система музейного волонтерства, принципиально открытая экспериментам, может изменить существующую ситуацию, когда культурные институции работают в «догоняющей парадигме» по отношению к гражданским партиципаторным практикам.
Георгий Никич Эффективность программ музейного волонтерства состоит прежде всего не в достижении соответствующих «музейных показателей» и повышении коэффициента «личного роста» волонтера. Опыт, связи и влияния, возникающие в ходе осуществления волонтерских программ, изменяют принципы и характер деятельности музея, возможности его коммуникации с местными сообществами и зарубежными партнерами.
Нана Жвитиашвили Несмотря на то что примеров передовых практик достаточно много, все же существенная часть музейных профессионалов по-прежнему считает социальную деятельность «непрофильной» и воспринимает общественные запросы как покушение на институциональную автономию.
Если доверие — важный атрибут взаимоотношений между волонтерами и сотрудниками музеев, то, возможно, это отчасти и залог долгосрочности отношений. В частности, Дэвид Пилгрим
[6] прослеживает связь между доверием и онтологической безопасностью: ощущение принадлежности к месту и сообществу создает доверительные отношения, которые являются одним из ключевых факторов успеха в долгосрочных проектах.
Как музеи через волонтеров транслируют ценности в общественное пространство (добровольцы в качестве амбассадоров)? Как меняются ценностные установки музейной работы с аудиториями благодаря механизмам обратной связи, которые обеспечивает сообщество волонтеров? Возможно, музеи выполняют роль влиятельных медиа, воздействующих на общественное мнение.
Является ли включение волонтерских практик частью общего дискурса инклюзии, которая пока понимается в России довольно узко (в американском и европейском контекстах этот термин может употребляться в отношении любых вовлекающих программ)? Роль музея в обществе стремительно меняется, и, возможно, волонтерство усилит образ музея как двигателя социальных трансформаций.
Почему люди захотели попробовать себя в качестве волонтеров и как музей закрепляет этот опыт? Можно внимательно посмотреть на тему «выстраивания команды» волонтеров и совместной работы во имя общей цели. Музейные проекты, в которые вовлекаются волонтеры, создают временные сообщества с краткосрочными, но значимыми отношениями, и этот опыт взаимодействия может иметь долгосрочные последствия и для волонтеров, и для музея.
Как исследовать влияние волонтерства на психологическое и социальное благополучие людей? В частности, это касается «личных инвестиций» — вклада музейных сотрудников в процесс работы с волонтерами. Вслед за этим разворачивается многослойная картина выстраивания отношений «музей — волонтер», где доверие, умение делегировать и разделять ответственность становится одной из основ продуктивного сотрудничества.