Во-первых, цифровые сервисы используются в качестве одного из стандартных способов поиска волонтеров. У каких-то музеев есть сайты со специальной страницей, где можно заполнить анкету волонтера. В других институциях, зачастую выбирающих иное наименование для своих «помощников» (например, «стажеры»
[32]) и в большей степени включивших это направление работы в собственную деятельность, была привычка рассылать объявления о наборе стажеров на сайты-агрегаторы («Теории и практики» и т. д.). Если у институций есть социальные сети, то информация распространяется и там. Хотя для отбора мотивированных волонтеров лучше подходят посты конкретных сотрудников. Такие тексты пишутся менее формально, без привязки к официальной риторике, продвигающей волонтерство как «добровольчество», и при этом «цепляют» чаще тех, кто не слишком «случаен» для музейного сообщества. Хотя бы потому, что обычно их видят люди, отстоящие от сотрудника музея и автора поста на расстоянии незначительного количества репостов из дружественных профилей.
Во-вторых, сама деятельность волонтеров нередко включает ровно те активности, что вкладываются в понятие «цифрового волонтера» англоязычными экспертами. Ведение социальных сетей, подготовка отдельных цифровых продуктов (виртуальных экскурсий, видеороликов), их продашкн и постпродакшн, работа с базами данных — это виды активностей, довольно часто доверяемые волонтеру, который, таким образом, становится носителем признаков множественного (diverse) субъекта. Притом из поля зрения российских специалистов, равно как, кстати, и зарубежных, почти что выпадает IT-волонтерство, привлечение разработчиков и UI-UX-дизайнеров. На мой взгляд, эта выборочная слепота музейной индустрии — продолжение специфичного понимания цифровых сред профессионалами
[33].
Если полагать, что цифровая среда — тотальное пространство пользования информационно-коммуникационными технологиями, то возникает вопрос: а что в наступающей эпохе глобального Интернета таковой средой не является? И, следовательно, какие специалисты нужны / не нужны институции для качественной представленности там? Пока ответы крутятся вокруг понимания IT как сферы цифровых услуг, оказываемых виртуально и удаленно. А самопрезентация музея онлайн в большинстве случаев не предполагает работы с необычными для сферы цифровыми сервисами (приложениями, например)
[34]. Следовательно, узкие специалисты, способные работать с интерфейсом цифровых продуктов, плагинами и т. п., не рассматриваются как необходимые. А раз нет спроса на таких помощников, то нет и предложения, что и показывают наши экспертные интервью.
В-третьих, цифровые расширения (почта, мессенджеры, социальные сети, облачные хранилища) применяются для коммуникации с волонтерами (не только для поиска людей, но и для поддержания связи с ними, поощрения) и между ними. Интересно, что для обмена информацией используются именно облачные сервисы.Казалось бы, проще и безопасней предоставлять волонтерам доступ к более защищенным, разработанным конкретно для музеев хранилищам. Правда, этот подход требует наличия довольно развитой цифровой экосистемы институции (например, предполагающей наличие баз данных со специально подготовленным интерфейсом и возможностью градации доступа к информации в соответствии со статусом пользователя), а также доверия институции к волонтерам, выражающегося в обеспечении подобного доступа. Очевидно, пока в целом проще (или удобнее, доступнее) пользоваться большими и не специфицированными под нужды музеев разработками цифровых гигантов, чем настраивать онлайн-среду под свои запросы.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на оценку влияния пандемии на «цифровое» волонтерство в том виде, в котором оно восстанавливается по проведенным интервью. Кроме ожидаемых жалоб на заморозку долговременных волонтерских программ на фоне необходимости быстрой перестройки музейной деятельности в коронавирусную эпоху, возникает понимание перспектив дигитализации волонтерства (хотя иногда оно по старинке именуется «медийным»). Волонтеры и их кураторы отмечают, что ставшее относительно привычным общение по видеосвязи (Zoom, Microsoft Teams, Google Meet) может повышать неформальность контактов, превращать чекапы в аналог приятельских встреч. Благодаря большей вовлеченности всех участников взаимодействий в производство и потребление видеоконтента на период самоизоляции в распоряжении музеев оказались UGC-фотографии и видео, которые можно было распланировать как материал для карантинного постинга. Да и сами ознакомительные материалы для будущих волонтеров стало возможным записывать в формате видеороликов.