Исследователи многих стран пытаются понять факторы, влияющие на мотивацию и рекрутинг добровольцев, степень их включенности не только с точки зрения индивидуальных траекторий, но и с точки зрения организаций. В зарубежной литературе были попытки анализировать волонтерство через организационную оптику. К примеру, практики управления добровольцами рассматривались через призму концепции HR-менеджмента
[2] или посредством анализа эффективности этих моделей
[3]. Музеи, привлекающие волонтеров, сталкиваются с разного рода вопросами управления оплачиваемым и неоплачиваемым персоналом. Трудности возникают, когда идентичности музейных сотрудников и волонтеров редуцируются до одной характеристики, основанной на принадлежности к той или иной группе. Если исходить из позиции, что каждый индивидуум обладает множеством идентичностей, определяемых опытом, индивидуальными смыслами, социальными отношениями
[4], то картина становится значительно более сложной. Волонтеры и работа с ними часто не укладываются в накатанные схемы, поэтому поиск инновационных решений открывает новые возможности для переосмысления отношений и иерархий внутри музея и, вероятно, требует расширения узкоспециализированных компетенций. Отношение к добровольцам тоже далеко неоднозначно в секторе культуры. Широко одобряемая позиция по поводу волонтеров заключается в том, что они вносят позитивный вклад в развитие культурного сектора, при этом некоторые исследования показывают: «Стереотипические образы волонтеров (к примеру: волонтерами трудно управлять, они должны выполнять любую задачу, они больше заинтересованы в социализации, чем в реализации поставленных задач) и идеологические предубеждения продолжают влиять на то, как воспринимаются волонтеры, и, таким образом, мешают полному пониманию их роли»
[5]. Эти стереотипы могут приводить к трениям в отношениях с музейными сотрудниками, отчуждать доброволцев и в целом ограничивать музеи в осуществлении их задач. Понимание волонтерства как сложного феномена поможет выстраивать более эффективные отношения всех действующих лиц этого процесса.
Часто польза волонтерства обсуждается с позиции организации или общества: количество часов, экономический эффект и другие факторы. Однако недостаточно говорится о пользе волонтерства для самих добровольцев.
Исследования свидетельствуют о том, что волонтерство обеспечивает самоактуализацию, самовыражение, социальные контакты и персональный рост. Далее я сфокусируюсь на мотивациях добровольцев и тех отношениях, которые возникают у них с музейными институциями, чтобы лучше понять психологические процессы, лежащие в основе волонтерского поведения.