ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Алиса Максимова
Исследование нацелено на комплексное понимание музейного волонтерства (далее — МВ). В связи с этим в него заложены широкие вопросы и «разведывательная» перспектива, которая позволит описать, в каком виде МВ существует в России сегодня. В будущем исследование может послужить начальным этапом для дополнительных вопросов и различных фокусов изучения МВ.
Данный проект является первым в своем роде в России. В нем предпринята попытка исследовать феномен МВ с помощью эмпирических данных: собраны сведения о музеях разного масштаба, тематики, подчиненности, организационно-правовых форм, независимо от того, насколько развито в них волонтерское направление; в орбиту исследования включены как небольшие и средние по размеру музеи в российских регионах, так и крупные музеи больших городов; в исследовании рассмотрены перспективы волонтеров, музейных сотрудников и различных экспертов.
Задачи исследования
  • Описать формы работы с волонтерами в российских музеях, выявить организационный и институциональный контекст МВ в российских музеях;
  • определить особенности волонтерства в музеях с различными характеристиками;
  • выявить барьеры участия и проблемы МВ, а также перспективы и пути развития МВ;
  • выявить способы понимания и определения музейного волонтерства его представителями;
  • описать траектории музейных волонтеров, их способы связи с волонтерской деятельностью в музеях, их опыт участия;
  • описать особенности отношений музеев и волонтеров, процесс коммуникации музея и волонтеров, в том числе, роль интернета и цифровых технологий;
  • выявить эффекты МВ для волонтеров, музеев и общества;
  • описать изменения, которые произошли в волонтерских программах музеев в связи с режимом самоизоляции и пандемией COVID-19.
Методы исследования
Интервью

В рамках исследования были проведены глубинные интервью: 15 – с музейными волонтерами, 15 – с сотрудниками музеев (чья деятельность связана с взаимодействием с волонтерами). Выборка формировалась методом критериального отбора. Основные критерии отбора информантов для интервью: волонтеры – по возрасту и типу/локации музея, сотрудники – по типу/локации музея. Приоритет был отдан музеям среднего размера, расположенным в регионах (не в Москве и Санкт-Петербурге) – как в городах, так и в сельской местности, их отобрано больше. Однако было важно рассмотреть и крупные музеи, и маленькие.

Интервью проводились с тремя категориями волонтеров:
  1. с победителями конкурса "Музейный волонтер" Фонда Потанина,
  2. с участниками конкурса "Музейный волонтер",
  3. с волонтерами, не участвовавшими в конкурсе.
Первая категория включает случаи "успеха", наиболее мотивированных и активных волонтеров, вторая – промежуточная, и третья представляет участников "обычных" волонтерских программ.

Интервью проводились онлайн. В целях сохранения приватности и повышения качества данных все интервью, кроме экспертных, были анонимизированы. Хотя тема исследования не касается каких-то особенно противоречивых вопросов, нашей задачей было узнать у сотрудников музеев о разных случаях – в том числе о неудачном опыте организации волонтерских программ или участия в них, критических взглядах, разногласиях. Анонимный статус ответов позволил открыто обсуждать эти предметы. В полной версии отчета социолога А. С. Максимовой цитаты из интервью приводятся под псевдонимами.
"
Щедрость волонтеров меня восхищает: они могут упорно учиться ради работы в музее, у них возникают интересные предложения. Они правда хотят помочь музею. Не хочу разделять или противопоставлять волонтеров и сотрудников (все гораздо сложнее), но управление этими группами совершенно разное.
- Линда Гуссенс (Linda Goossens)
координатор волонтерских программ в Монреальском музее изящных искусств (Канада)
Онлайн-опрос

Количественный анализ призван дополнить качественный этап исследования, то есть анализ интервью. Сбор данных в формате онлайн-опроса дал возможность сделать заключения о распространенности тех или иных феноменов, точек зрения или проблем, а также достичь тех музеев и волонтеров, которые не попали в выборку интервью (например, тех, кто не очень интенсивно ведет работу с волонтерами; кто не участвует в конкурсах Фонда Потанина).

Поскольку потенциальные респонденты могли решать, участвовать им или нет в опросе, заполнять анкету или нет, в рамках данного исследования реализована стихийная выборка. Структура анкеты для музейных сотрудников и волонтеров в целом отражает структуру гайда для интервью с соответствующими информантами, что дало возможность сопоставить результаты и взаимодополнить их при анализе.

Поскольку исследование направлено на понимание феномена МВ, а не на выявление закономерностей, и этот тип данных играет скорее вспомогательную роль, виды анализа ограничены описательной статистикой.
Типы данных и количество участников исследования
Онлайн-опрос
15
Глубинные интервью
Сотрудники
музеев
Волонтеры
15
376
145
Эксперты
7
Ограничения исследования
Понятие репрезентативности неприменимо к качественным исследованиям в том смысле, в каком оно применимо в случае вероятностной выборки и статистической репрезентативности. Скорее, когда говорят о "репрезентативности" качественных исследований, подразумевая познавательную ценность исследования и возможности обобщения, имеют в виду валидность (адекватность метода для изучения интересующих свойств объекта) и надежность (устойчивость, воспроизводимость) результатов. Они обеспечиваются:
во-первых, систематическим, спланированным отбором информантов для интервью – выбором информационно значимых случаев, отвечающим заранее определенным важным для исследования критериям (см. выше);

во-вторых, триангуляцией: использованием разных методов и типов данных, вовлечением нескольких исследователей в процесс сбора, обсуждения и анализа данных.
В нашем проекте использование и сопоставление разных методов и источников данных, а также коллективная работа с данными гарантируют большую достоверность и полноту результатов.

Стоит указать на возможные ограничения исследования. МВ – становящийся феномен, его неопределенность и изменчивость мешает однозначно выявить потенциальные случаи для включения в выборку; а музейный ландшафт в России разнообразен и не равнодоступен для контакта. Поэтому, хотя выводы исследования будут релевантными для широкого круга учреждений, мест и проектов, здесь все же трудно говорить о выявлении универсальных и повсеместно распространенных черт.
Made on
Tilda