| ДАЙДЖЕСТ «МУЗЕЙ — ВОЛОНТЕР — ОБЩЕСТВО» ВЫПУСК #5
| > МУЗЕЙНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО В ПРОГРАММАХ ДОСТУПНОСТИ И РАЗНООБРАЗИЯ |
|
| Один из ключевых факторов, помогающих музею двигаться к инклюзии, — специализированное музейное волонтерство. Главные эффекты участия волонтеров в программах доступности и разнообразия — это формирование чувства сопричастности и распространение инклюзивной культуры в обществе, а также повышение информированности местного сообщества о программах доступности и инклюзии в музее.
Волонтерское сопровождение делает посетительский опыт людей с инвалидностью в музее более дружелюбным и позитивным. Кроме того, возможность участия в волонтерских программах появляется у самих людей с инвалидностью и представителей социально уязвимых групп. Тем самым волонтерские программы в музее вносят заметный вклад в общий процесс социальной инклюзии. | В этом дайджесте:- Как волонтеры могут поддержать инклюзивную работу в современном музее?
- На какой опыт российских и зарубежных коллег лучше ориентироваться, начиная эту работу?
- Какие материалы могут пригодиться для обеспечения программ доступности и включения в них волонтеров?
|
|
|
|
| Инклюзия — системный и непрерывный процесс создания возможностей для полноценного участия людей в любых аспектах жизни на основе принципов уважения прав и достоинства личности. Этот процесс происходит с учетом потребностей и интересов человека преимущественно за счет выявления и устранения средовых барьеров, а также благодаря индивидуальной поддержке при ее необходимости[1]. Доступная среда — совокупность физических, сенсорных, коммуникативных, информационных, отношенческих и других условий, позволяющих людям вести независимый образ жизни и участвовать в любых формах жизнедеятельности[2]. Разнообразие — концепция многогранного общества, где индивидуальные особенности рассматриваются как ценность. Жестовый язык — самостоятельная лингвистическая система общения глухих и слабослышащих людей (не путать с языком жестов). Сенсорная безопасность — дружелюбная среда для людей со сниженным порогом сенсорной чувствительности, часто свойственным посетителям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими особенностями развития. | [1]Перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями. Глоссарий. [2]Там же.
|
|
| |
|
| Лет десять назад в русском языке появилось слово «инклюзия», а слова «доступность» и «разнообразие» приобрели новые значения. |
|
| |
|
| Инклюзия как новая философия музея | | Пересмотр возрастных ориентиров, создание программ для посетителей старших поколений | | Включение в музейную жизнь посетителей с инвалидностью, опытом миграции, людей, лишенных доступа к культуре в связи с особенностями, экономического и культурного опыта |
| |
|
| | Евгения Киселева (Москва) — автор идеи и куратор проекта «Доступный музей» Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина |
| «Открытость музея для разных категорий посетителей — один из ключевых векторов музейного развития в XXI веке. Проблема архитектурной доступности музеев впервые масштабно прозвучала в 1970-е и 1980-е годы на волне движения за права людей с инвалидностью в США и Европе. Сегодня тема доступности приобретает новую актуальность в свете задач социального принятия и включения, которые ставят перед собой современные музеи.Так сложилось, что в России обе задачи — и архитектурной доступности, и социальной инклюзии — решают одновременно. Существуя в зданиях — памятниках архитектуры, многие российские музеи испытывают проблемы с адаптацией пространств и программ для „специальных групп“ посетителей». |
| | | «Музейную инклюзию порой связывают лишь с обеспечением условий доступности среды и программ для социально уязвимых групп, забывая о потенциале музея как публичного института влиять на формирование общественного мнения и наделять голосом разные аудитории. Социокультурная репрезентация различных сообществ и людей, язык, который используется учреждением, ценности, которые он продвигает, практики соучастия и диалог с посетителями на равных — все это способно ломать стереотипы и устаревшие социальные шаблоны. В этом процессе музейные волонтеры могут выступать своего рода амбассадорами, транслирующими знания своему окружению и привносящими в музейную практику новый взгляд, который меняет подходы в работе». |
| | Динара Халикова (Москва) — член президиума ИКОМ России, куратор проектов «Инклюзивный музей» и «Миграции: приоткрывая личное»
|
| | | | Александра Исаева (Санкт-Петербург) — специалист по адаптации музейных программ, глухой экскурсовод. Победитель конкурса «Музейный волонтер» Фонда Потанина (2019). Член экспертной группы проекта ИКОМ России «Инклюзивный музей» по направлению создания доступной среды для глухих и слабослышащих посетителей
|
| «Идея доступного музея в нашей стране стала активно развиваться пару-тройку лет назад — и уже можно анализировать получившийся результат в целом. В музеях, где доступную среду создавали специалисты, возможно, со специальным образованием, но без каких-либо особенностей, везде встречались недочеты, которые бросаются в глаза посетителям с инвалидностью. Это нормально: невозможно учесть абсолютно все нюансы, если у тебя нет соответствующих потребностей, обязательно что-то упускается, кажется незначительным. Именно поэтому важно привлекать к сотрудничеству людей с инвалидностью — никто лучше нас не расскажет, как нам надо. Например, часто я вижу, что в видеогидах рассказчики на жестовом языке дают информацию посредством калькирующей жестовой речи, а не на жестовом языке. То есть для глухих, не владеющих русским языком (которых большинство), этот видеогид бесполезен. И тексты к этим видеогидам не адаптированы. Такие нюансы может знать только глухой или слабослышащий». |
| |
|
>> КЕЙС В ФОКУСЕ | Волонтеры в программах доступности Музея Метрополитен Нью-Йорк, США
|
|
| Рассказывает Александр Сорокин, доцент международной экскурсионной программы «Шедевры музея», участник программы подготовки экскурсоводов для школьников со специальными образовательными потребностями |
| | >>>Контекст
Волонтерская организация музея Метрополитен насчитывает более тысячи жителей Нью-Йорка и соседних регионов. Они работают во всех отделах музея, включая библиотеки и архивы, отделы хранения и реставрации, дирекцию и научные лаборатории. Посетителям музея волонтеры встречаются в роли сотрудников информационных киосков, экскурсоводов и специалистов, проводящих опросы об опыте посещения музея.
>>>Волонтеры в программах доступности:- раздают устройства для усиления звука во время мероприятий
- сопровождают посетителей на инвалидных колясках
- помогают при проведении занятий в залах музея и студиях для глухих и слепых детей и взрослых, а также для участников с аутизмом и интеллектуальными нарушениями, деменцией
Одна из групп экскурсоводов-волонтеров проводит экскурсии для школьников со специальными образовательными потребностями. Обычно это группы с ограниченным числом участников, в которых есть как дети типичного развития, так и дети с различными нарушениями.
>>>Во время пандемии COVID-19
В период, когда все публичные программы музея приостановлены до лета 2021 года, интенсивнее обычного проходит профессиональная подготовка экскурсоводов и других волонтеров: лекции, семинары и виртуальные посещения. Их организуют все 17 отделов хранения музея, а также библиотека, отдел образования, отдел посетительского опыта и сама волонтерская организация.
| | |
|
| Волонтеры инклюзивного направления в проекте «Пушкинский для всех» Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Москва, Россия |
|
| Рассказывает Евгения Киселева, автор идеи и куратор проекта «Доступный музей» |
| | >>>Контекст
В проект включены более 100 человек с разным жизненным опытом. Мы познакомили волонтеров с программой «Доступный музей», провели с участием представителей специальных фондов инструктажи по взаимодействию с посетителями особых групп, мастер-классы по основам жестового языка, выдали специально разработанные памятки по работе с посетителями с инвалидностью. Подробнее...
>>>Волонтеры в программах доступности
Волонтеры сопровождают незрячих и слабовидящих посетителей во время тактильных экскурсий и лекций проекта «Пушкинский для всех», помогая сопоставить композицию тактильного рельефа с тифлокомментарием. Кроме того, волонтеры отвечают за сбор группы и получение льготных билетов, за комфортное перемещение по музею представителей специальных групп.
Также волонтеры участвуют в следующих проектах:- ежегодный Международный инклюзивный фестиваль
- Летняя школа инклюзивных практик
- мастерские арт-терапии, творчества и перформанса
- интеллектуальное волонтерство в сфере мониторинга информации и трендов
>>>Распространение опыта
Пушкинский музей делится с коллегами опытом обучения волонтеров и опытом организации специальных мероприятий в рамках ежегодной Летней школы инклюзивных практик.
| | |
|
| Обучение волонтеров для развития музейной инклюзии Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Омск, Россия |
|
| Рассказывает Ирина Гавриленко, заведующая организационным сектором отдела просвещения и музейной педагогики
|
| | >>>Контекст
В январе 2020 года Молодежный центр музея «Эрмитаж-Сибирь» впервые набрал желающих обучаться арт-медиации. 15 студентов-волонтеров прошли курс из 5 занятий и стали проводить арт-медиации, а также помогать на мастер-классах.
>>>Во время пандемии COVID-19
В августе 2020 года некоторые из волонтеров-медиаторов были помощниками на инклюзивном направлении «экскурсионного флешмоба» в Омске. Добровольцы были восхищены работой экскурсовода со слабовидящими и незрячими посетителями, умением рассказать им об архитектуре, что, как казалось сначала, сделать невозможно.
Волонтеры выступили с инициативой и дальше помогать сотрудникам музея в инклюзивной работе, а также самостоятельно знакомить людей с инвалидностью с искусством. Сотрудники музея откликнулись на этот запрос: куратор молодежного направления волонтеров Екатерина Калашникова подготовила специальную образовательную программу. Преподавателями в ней выступают как наиболее опытные сотрудники музея, так и эксперты от сообщества незрячих и слабовидящих.
| |
|
|
|
| >> СКАЧАТЬ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ |
|
| |
|
| Дайджест подготовлен командой Ассоциации менеджеров культуры: Инна Прилежаева, Юлия Мацкевич, Оксана Власова, Яна Войнаровская Редактор выпуска: Евгения Киселева. Соредактор выпуска: Динара Халикова Корректор: Ксения Генрих
| В дайджесте использованы фотографии с официальных сайтов представленных организаций | ©️ Благотворительный фонд Владимира Потанина, 2021 ©️ Ассоциация менеджеров культуры, 2021 | amcult.ru | info@amcult.ru> |
|
|
|
|